24 мая 2016, вторник, 09:36
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Строить верную стратегию

Профессор из Брюсселя представил своё видение города будущего Дмитрий МИГАЛИН, 20 мая 2016
Дидье ВАНКУТСЕМ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В Екатеринбурге продолжают обсуждать концепцию пространственного развития. Дни итальянской архитектуры и дизайна, конференция «Устойчивое развитие городов» — на этой неделе уральская столица стала местом паломничества сразу несколько мировых светил в сфере градостроительства и планирования развития мегаполиса.

Тому, что Екатеринбург стал одним из главных центров городского развития в России, есть несколько причин: удачное расположение города, стремление сообщества усовершенствовать изначальный потенциал, а также работа по стратегическому планированию, которую муниципалитет ведёт уже более 10 лет. В этом отношении Екатеринбург — один из пионеров среди миллионников России. Здесь первыми в постсоветской истории догадались увязать перспективные планы застройки с решением экономических и социальных проблем, приумножением интеллектуальных ресурсов.

Именно на этом акцентировал внимание в своей лекции один из прибывших в Екатеринбург экспертов — профессор градостроительства и территориального развития факультета архитектуры Брюссельского университета Дидье ВАНКУТСЕМ. Зал Уральского центра развития дизайна был полон. Послушать лекцию международного эксперта пришли даже такие известные в городе специалисты, как бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил ВЯТКИН и нынешний главный архитектор Тимур АБДУЛЛАЕВ. Лекцию слушали заинтересованно, активно задавали вопросы.

Дидье Ванкутсем рассматривает город не просто как скопление зданий, в которых живут и работают люди, а как единый организм, точнее экосистему, в которой все элементы взаимосвязаны и влияют друг на друга. Со времён древнего Вавилона города рождались, расцветали, когда экосистема достигала баланса, и разрушались, когда этот баланс пропадал.

Изучение истории древних городов с точки зрения градостроительства, знание того, как возникли и эволюционируют современные города, позволяют выявить общие принципы развития мегаполиса, скорректировать негативные факторы, определить сильные стороны и построить, в конце концов, город будущего, в котором комфортно жить и работать, откуда не хочется уезжать.

Профессор Ванкутсем выделил основные проблемы современных городов: быстрая моторизация, несбалансированное демографическое развитие, урбанизация территории, обвальный рост потребления энергии, изменение климата и загрязнение окружающей среды, финансовые кризисы. Только города, заботящиеся о правильном стратегическом развитии, имеют шанс добиться успеха.

Город будущего должен быть компактным, имеющим тесные социальные взаимосвязи, мобильным. Именно от планировки городской среды зависит благополучие мегаполиса. Иностранный эксперт привёл в пример испанскую Барселону, которая является одним из самых компактных и в то же время процветающих миллионников Европы.

Отдельно Дидье Ванкутсем коснулся вопросов формирования городской инфраструктуры. По его мнению, крупные инфраструктурные проекты действуют по 100—150 лет, потом они обречены либо на снос с последующей застройкой освободившейся территории, либо — в идеале — на редизайн. В качестве иллюстрации профессор из Бельгии упомянул Гамбург, власти которого превратили старую судостроительную верфь в полноценный микрорайон города с офисными и общественными зданиями, жилыми апартаментами. Кстати, практика превращения промышленных зон в городские кварталы широко используется в Европе.

Екатеринбург тоже рассматривает подобные возможности, но пока ещё находится только в начале пути. Постепенно сливается с городской средой территория бывшего завода ОЦМ, фабрики «Уралобувь». Есть планы по интеграции ещё целого ряда бездействующих промышленных территорий, например хлебозавода на ЖБИ.

Вместе с тем, отметил Дидье Ванкутсем, европейский опыт подсказывает, что жилая застройка без планирования рабочих мест для обитателей новых квартир приведёт в тупик. Поэтому градостроительную стратегию так важно увязывать с решением социальных проблем. Идеологи городского развития в Европе придерживаются принципа, согласно которому на одну новую квартиру приходится минимум одно новое рабочее место.

Гость из Брюсселя также обратил внимание на перенасыщение городов транспортом. При правильном планировании жители вообще не берут машины, отправляясь в центр города. Для этого есть городской транспорт, который обеспечивает гражданам максимальный комфорт передвижения. Кроме того, в центральной части мегаполиса должно быть множество зелёных зон, пешеходных и велодорожек, которые располагают к перемещению без использования автотранспорта.

Оценивая Екатеринбург, международный эксперт отметил, что у нашего города имеется множество сильных сторон: отличное расположение с точки зрения географии — вокруг огромные лесные массивы, водные артерии. В городской черте большое количество зелёных зон, которые соединены с жилыми микрорайонами. Екатеринбург компактен и обладает развитой транспортной системой. Всё это сулит отличные перспективы развития и ставит его в один ряд с ведущими городами мира.

Вместе с тем имеются и проблемы. С точки зрения Дидье Ванкутсема, их две: архитектура и транспорт. Во-первых, нужно передать архитектурное наследие будущим поколениям; во-вторых, город должен предложить доступную и удобную систему общественного транспорта. Для этого Екатеринбург нуждается ещё как минимум в трёх ветках метрополитена. Формула, составленная экспертом из Брюсселя, такова: 50—60% людей перемещаются по городу пешком или на общественном транспорте, 30—35% — автомобилисты. Этот принцип должен стать частью стратегии.

Екатеринбургские архитекторы в целом выразили согласие с зарубежным гостем. Как уже было сказано выше, в Стратегическом плане развития Екатеринбурга до 2025 года предусмотрено многое из того, о чём говорил брюссельский профессор.



Новости по теме

Дидье ВАНКУТСЕМ и Тимур АБДУЛЛАЕВ.
Нет городов во всём идеальных Важно искать гармонию Ольга ДРУЖИНИНА, 19 мая 2016
В Брюсселе хорош общественный транспорт, в Цюрихе — высокий уровень жизни, а Гамбург близок к морю и олицетворяет свободу.
Александр ЯКОБ встретился с иностранной делегацией в рамках Дней итальянской архитектуры и дизайна.
Итальянский взгляд на столицу Урала Ольга ДРУЖИНИНА, 18 мая 2016
Иностранная делегация прибыла на Урал для участия в Днях итальянской архитектуры и дизайна.
Леонид ГЕНИН ведёт блиц-экскурсию для первых посетителей выставки.
Каждый стиль — как чёрточка общего «лица» Содержит Фото Евгений СУСОРОВ, 19 апреля 2016
В нашем городе находится без малого 500 памятников истории и архитектуры.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook