Пришелец из Чертаново

В фильме «Притяжение» фантастику вытесняет соцреализм Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 3 февраля 2017

Без малого полвека минуло с той поры, как Сергей БОНДАРЧУК получил свой заслуженный «Оскар», представив на суд кинокритиков эпопею «Война и мир». С тех пор отечественный кинематограф не раз (с разной степенью удали) подбирался к заветному пьедесталу и даже взбирался на него. Было бы странно, если бы в гонке за позолоченной статуэткой не поучаствовал сын триумфатора — Фёдор. Тем более что размахом и эпичностью своих кинолент он давно побил все возможные рекорды. Однако ж... «крокодил не ловится», чудес не случается.

Немудрено, что Бондарчук-младший с упорством, заслуживающим немалого восхищения, вновь и вновь поднимает творческую планку — в надежде удивить дремлющую аудиторию. На этот раз для атаки на зрителя был выбран жанр эффектный и беспроигрышный. Фантастические блокбастеры — особенно такие, «настоящие», с пришельцами, с космолётами, с множественными жертвами и разрушениями — у нас любят. Прибавьте к этому трейлер, изобилующий современными спецэффектами, да ещё афишу с инопланетным монстром, сносящим на фиг спальный район столицы — кто устоит перед подобным соблазном?.. Немудрено, что фильм «Притяжение» буквально за неделю показа успел подняться на первые строчки кассовых рейтингов.

Отметим, что Бондарчук не впервые топчет поляну отечественной фантастики. Снятый им «Обитаемый остров» был весьма добротной попыткой направить непростую эстетику романов СТРУГАЦКИХ в развлекательно-зрелищное русло. И, несмотря на многочисленные эскапады критиков, тот опыт вряд ли можно назвать абсолютно провальным. Однако немалую роль здесь сыграла сама уникальная текстовая основа, искусственно созданный мир, настолько прекрасный и гармоничный, и что испортить его оказалось не под силу целой махине современной российской киноиндустрии. С «Притяжением» всё оказалось сложнее. Сценарий писался «с нуля» (так и хочется добавить «на коленке»), а потому у создателей «шедевра» не оказалось никаких якорей, способных удержать сюжет на грани (хотя бы) благоразумия.

Судите сами — действие картины происходит в Чертаново (патриотичней некуда!). На серые московские многоэтажки с небес валится космический корабль, который (ура славным защитникам государственной границы!) был отважно подбит российской авиацией. К месту падения объекта стягиваются лучшие армейские силы (разве что только «Армату» не подогнали). Если подобный пафос удержался бы в кадре хотя бы на полчаса, фильм стоило бы рекомендовать в мировой прокат хотя бы как рекламный ролик небывалой военной мощи государства Российского. Но нет! Эффектно брякнув железом, военные чины поспешили запереться в кабинетах, погрязнув в диалогах «что делать» и «кто виноват», в то время как место падения загадочного объекта наскоро огородили сеткой-рабицей. И.... всё. Жизнь Москвы потекла своим чередом. Жители микрорайона, посреди которого лежит непонятное инопланетное чудище, делают многочисленные селфи с неопознанным летающим объектом, после чего возвращаются к своим делам. Дети продолжают ходить в школу по соседству, мамаши выводят своих чад на игровую площадку. Ни паники, ни удивления. Ну упала хрень с небес — и упала. Вот пенсию не повышают и проезд в общественном транспорте подорожал — это да, это проблема.

Подобная социальная сатира, пожалуй, даже была бы уместна и привлекательна — удачный пример аналогичного жанра на мировом экране нам продемонстрировал фильм «Район № 9». Однако вскоре и социальный антураж оказывается сдвинутым на периферию — на первый план выходит душеспасительная лирика. И тут уж хочется бежать из зала сломя голову (если только ты не 13-летний подросток, фанат «Сумерек»). Группа молодых людей загадочным образом (через коллектор — внимание, неведомый военным) проникает на охраняемую территорию. Мальчики «с района», размахивая битами, устрашают инопланетных пришельцев и бесконтрольно выносят в неизвестном направлении наукоёмкие трофеи (не замеченные опять-таки ни военными, ни учёными). Ну а уж когда старшеклассница находит в руинах прекрасного инопланетного захватчика, отдаёт ему свою кровь и влюбляется — так и ждёшь, что с экрана польётся сладкая мелодия в исполнении Димы БИЛАНА (на которого, к слову, загадочный пришелец-гуманоид похож как потерянный в младенчестве брат). Дальше действо приобретает поистине шекспировский накал. Пытаясь отбить у коварного пришельца красавицу старшеклассницу, пацаны устраивают кровавое побоище прямо посреди «охраняемого объекта»:

— Что, говоришь, из другой галактики? Созвездие Близнецов? А мы из Чертаново!

И вот уже инопланетный гость плюётся кровью (вполне человеческой, вторая группа), девочка плачет, мальчики смеются. Всё это нам до боли знакомо — таких пацанов в «трениках» (пусть и не столь карикатурных) у нас полно на любой окраине. Забавно, злободневно, комично, но.... Где обещанный фантастический размах? Где эпическое полотно о первом контакте с внеземной цивилизацией? Где спецэффекты, на которые были потрачены суммы, равные годовому бюджету маленького сибирского городка?.. «Реальные пацаны» выходят на первый план, отодвигая всё и вся — военных, власть, науку, технический прогресс. Если в «Притяжении» заложена мораль, то, пожалуй, это самый горький вывод, который можно сделать из просмотра (хотя, возможно, и вполне реалистичный) — подняться над «своим районом» и увидеть красоту звёздного неба мы пока неспособны. И пусть в финале торжествует добро, благородный инопланетянин отдаёт земной девочке свою жизнь, а корабль благополучно улетает в пучины Вселенной — горький, несмываемый осадок остаётся. И начинаешь верить: если завтра и впрямь пожалуют пришельцы — всё так и будет. Бардак, произвол, неразбериха, пустые разговоры и тысячи селфи в социальных сетях. Может быть, только за это Бондарчуку стоит сказать спасибо: снимая фантастику, он умудрился сделать один из самых правдивых фильмов о нашей стране. «Оскара» за это, конечно, не дают. Но на цитаты растащат. А это тоже форма бессмертия.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF