Киномонолог с эффектом обманутого ожидания

Александра ПЕТКАУ, 14 марта 2017
Кристен СТЮАРТ в «Персональном покупателе». Фото: кадр из фильма.

Французский режиссёр авторского кино Оливье АССАЙАС снял фильм-головоломку о сложностях поиска себя в декорациях высокой моды.

Этот режиссёр больше всего боится обыденности во всём, поэтому не удивительно, что фильм «Персональный покупатель», снятый им по собственному сценарию, — экспериментальное жанровое полотно. Кажется, что мы пришли посмотреть на один цвет (жанр), а увидим целую палитру: мистику, психологическую драму и частично триллер. Фильм рисует психологический портрет американки Морин (Кристен СТЮАРТ), которая совсем недавно потеряла своего брата-близнеца. У Морин тот же недуг. С пороком сердца приходится жить как на пороховой бочке, поэтому близнецы заранее обещали друг другу: тот, кто умрет раньше, даст знак другому из загробного мира. Собственно, именно этого знака на протяжении всего фильма Морин и ждёт в Париже, отвлекаясь лишь на свои вынужденные обязанности по выбору одежды и аксессуаров для своей клиентки Киры, известной модели (Нора фон ВАЛЬДШТЕТТЕН). Эту работу героиня явно не любит и мечтает заняться чем-то более стоящим, но чем — она сама пока не знает.

Главный режиссёрский ход в этом фильме — игра на контрастах, как в сюжете, так и в форме подачи. Зритель чувствует себя как на качелях. Кажется, что перед нами мир высокой моды, но Морин появляется с неубранными волосами, в простенькой футболке, да и выбирает одежду для своей начальницы как-то совсем нехотя. Тот, кто собирается на фильм из-за желания увидеть изнанку модного мира, может смело остаться дома. Конечно, известные бренды показаны вблизи в выгодном ракурсе, но мир высокой моды здесь только обрамление. Морин могла бы быть не персональным покупателем, а представителем любой модной профессии, ничего бы не изменилось. Вся коммуникация героини Кристен Стюарт происходит через электронные устройства. Компьютерные технологии — это ведь такая же параллельная реальность, как и загробный мир. Кажется, что Морин ищет призрак своего брата, став сама настоящим призраком при жизни.

В «Персональном покупателе» есть откровенно претенциозные эпизоды на грани фола, причём в каждой части этой жанровой мозаики. Режиссёр специально берёт за основу стереотипы и показывает волнующее сверхъестественное как нечто обычное. Так, героиня будет ждать послание от брата непременно в заброшенном жутком доме с шорохами и привидениями. Сами же призраки в фильме не производят впечатления, леденящего кровь. Их всерьёз и воспринимать-то сложно. Когда жанровый кубик-рубик перевернётся и появится окровавленный труп, то страха в духе фильмов Альфреда ХИЧКОКА опять же не будет. Во многих кинопроизведениях сцена убийства была бы центральной, но только не в этом случае. Ассайас показывает духовный кризис героини с помощью разных режиссёрских находок, все остальное — пунктиром. Через камеру оператора Йорика ЛЕ СО периодически видны как будто затуманенные, нечёткие кадры. Кажется, тронь пальцем этот сюжетный каркас, и он разрушится, останется только обнажённая душа героини.

Представьте любую картину, написанную в стиле пуантилизма: яркие, мелкие точки образуют целостное полотно только с дальнего расстояния, вблизи можно увидеть только сами точки. «Персональный покупатель» — кинокартина, выполненная в этой же самой технике письма. Оливье Ассайас словно предлагает нам увидеть мир глазами Морин. Там хаос, сумбурность. Зрителю потребуется самому склеить из разбитых цветных стеклышек сюжета цельное зеркало, в котором можно рассмотреть не только героиню, но и самих себя.

«Персональный покупатель» — фильм одного актёра. Без убедительной игры Кристен Стюарт всё разрушилось бы, едва начавшись, как она заполняет собой без преувеличения почти каждый кадр. Режиссёр писал эту роль именно для неё — для своей новой музы.

Тема контрастов продолжилась, на удивление, и после окончания съёмок. Фильм был принят далеко не благодушно. Кинокартину освистали на прошедшем Каннском кинофестивале во время пресс-показа, и в то же время Оливье Ассайас выиграл в номинации «Лучший режиссёр». Как и в самом фильме, предугадать конец истории не мог никто.

Из досье

Оливье АССАЙАС (Olivier ASSAYAS) — французский режиссёр, сценарист и кинокритик. Номинант на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля с картинами «Сентиментальные судьбы» (2000), «Демон-любовник» (2002) и «Очищение» (2004). Получил эту награду за фильм «Персональный покупатель» в 2016 году. Принимал участие в создании известных киноальманахов «Париж, я люблю тебя» (2006) и «У каждого своё кино» (2007). Один из ярких представителей современного интеллектуального французского кино.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF