18 февраля 2017, суббота, 05:42
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Кто в эфире правит бал

Евгений СУСОРОВ, 12 февраля 2017
Олег АНТОНОВ в своей привычной среде — в студии радиовещания. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Всемирный день радио — молодой праздник, впервые его отметили только в 2012 году. А решение о его проведении ежегодно 13 февраля Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла в 2011-м. Дата проведения выбрана не случайно — именно 13 февраля 1946 года впервые вышло в эфир «Радио ООН», станция которого располагалась в штаб-квартире Организации Объединённых Наций.

На территории одного только Екатеринбурга в УКВ CCIR-диапазоне сегодня работает 34 станции, в диапазоне УКВ OIRT — ещё четыре. А в далёком 1991 году в эфире нашего города правили бал всего две компании — «Радио Урала» и «Студия Город». Упомянутой второй в этом году исполняется 27 лет. «Вечёрка» встретилась с одним из создателей этого проекта, техническим директором «Радио Екатеринбург» Олегом АНТОНОВЫМ.

— Олег Львович, как, по-вашему, можно ли сегодня назвать Екатеринбург российским лидером на радиорынке? Всё-таки 38 студий — это солидная цифра…

— Может быть, это не первое место по стране, но второе-третье — точно.

— Вы во всех смыслах ветеран радиовещания: работали и на советском радио, и на перестроечном, и на радио 1990-х годов. Чем они отличаются друг от друга? Чьё бремя тяжелее для радиожурналистики: идеологической цензуры а-ля СССР или, как сегодня, — рейтингов, трендов и денег?

— Радио 70—80-х годов прошлого века, которое я узнал, работая корреспондентом Свердловского радио и телевидения, было очень зашоренное и регламентированное. В годы перестройки стало больше раскованности в передачах, а в 1991 году настала пора такой радиовещательной вольницы, которой никогда доселе не было. Всё было доступно и дозволено до такой степени, что нам иногда приходилось в нашей пёстрой компании самим устанавливать правила приличия. Сегодня концепцию любой радиостанции определяет учредитель, и от того, как тщательно он выстраивает свою политику, зависит и степень свободы в подаче журналистских материалов. В каждой радиокомпании, таким образом, — свои правила, которые нежелательно переступать. Что касается «Студии Город» — мы и в 1990-е, и сегодня ориентируемся на социальный заказ. Просто на заре нашей работы заказ определяла молодая российская демократия.

— А как же запросы публики? Нас всегда учили: мол, в свободном обществе главный заказчик радиостанции — слушатель. Это не так?

— В нынешней реальности мы немного отличаемся от изначального проекта 1990-х годов, когда эфир был более динамичным, острым, востребованным. Тогда слушатель жаждал откровений и готов был внимать не только тому, что говорит радиожурналист, но и внимательно следил за прямыми трансляциями из зала заседаний депутатского корпуса. Слушали, тут же звонили нам в студию, высказывались по самым острым темам. Сейчас интерактив в эфире остался, но изменился сам эфир. Если тогда мы были радио «разговорным», то сегодня только пятая часть эфира уделяется непосредственно вербальному варианту вещания, прежде всего информированию горожан о работе городских служб, а остальное занимает музыка. Причём музыка, которую предпочитает возрастной слушатель: спокойная, не дискотечная. Так что мы по-прежнему на волне слушательских запросов.

— Вы — один из пионеров эпохи свободного эфира. Но свобода — это всегда конкуренция. Как удаётся выживать в условиях жёсткого отбора, когда на территории города вещает не одна, а множество рейтинговых станций?

— В 1990-е годы на волне общей демократизации мы были во многом неповторимыми, ведь разговорного вещания в городе не вёл почти никто, кроме нас и «Радио Урала». Мы были настоящим эксклюзивом. Первыми установили творческие контакты с зарубежными радиостанциями, в том числе с радио Швеции и Чешским радио. Среди «птенцов» студии — такие звёзды журналистики, как Иннокентий ШЕРЕМЕТ, Евгений ЕНИН, Оксана КУВАЕВА. У нас начинали свой творческий путь драматург Олег МИХАЙЛОВ, актёр Сергей УШАКОВ, который ныне играет в Театре на Таганке. Мы тогда делали не только публицистические, но и литературно-художественные программы, вызывавшие бурю интереса у горожан. Благодаря одному из этих проектов — «Мой город, моя песня» — горожане запели песни о Екатеринбурге. Многомесячный цикл этих передач завершился в День города масштабным концертом на площади 1905 года, а год спустя такой же концерт, составленный из песен, раскрученных на нашем радио, прошёл в Театре эстрады. Сегодня в наших передачах стало больше организованности, взвешенности. Но и своих ноу-хау у нас по-прежнему немало. Например, спортивные программы и интерактивные шоу с участием знаменитых спортсменов, которые ведёт журналист Борис АБОЛИН.

— А как обстоит дело с новостным контентом? Нет опасения, что этак Интернет скоро «съест» все известные средства массмедиа?

— Радио останется при любом раскладе. За нас играет наше неизменное качество подачи материала. Блогеры в этом смысле нам не конкуренты. Мы сильны именно коллективным взглядом на происходящее, коллективным разумом, если так можно выразиться. Что до новостей — в 1990-е мы регулярно выдавали в эфир эксклюзивные, авторские новости. А в наши дни мы первыми рассказываем горожанам о том, что задумала и что делает городская администрация. Тоже по-своему эксклюзив. Кроме того, у нас имеется свой сайт, на котором мы ведём онлайн-эфир. Сейчас мы монтируем оборудование новой вещательной студии для видео-онлайн-трансляций всего, что происходит в студии. Будем сопровождать радиоэфир живой картинкой. В этом году, правда, название «Студия Город» из эфира исчезнет, но остаётся проект «Город FM» компании «Радио Екатеринбург». Мы останемся в эфире, но уже в FM-диапазоне.

Из досье

Олег Львович Антонов родился в Североуральске. В 1979—87 годах работал на Свердловском радио и телевидении. Член Союза журналистов СССР с 1982 года, Союза журналистов России — с 1992 года. В ноябре 1990 года вместе с группой единомышленников создал независимую телерадиокомпанию «Студия Город». С марта 1997 года по январь 2014-го — директор «Радио Екатеринбург». 



Новости по теме

Слушатели любят Лину НОВАЧ за простоту и искренность.
Лина Новач: «Для работы диктором я забираюсь в шкаф» Ведущая популярного шоу рассказала о своём настоящем имени, выборе профессии и о том, как попасть на радио Надежда БАЯНДИНА, 15 марта 2016
Не дай бог руководству услышать грустинку в голосе — ведущему сразу сделают «а-та-та».
Юлия Коновалова: «Закончила журфак без отличия, но с удовольствием» Ольга ПЛЕХОВА, 31 мая 2012
Самоирония – это ее нормальное состояние. Шуточки типа «собрала попу в горсть» или «для детей я большое дерево» прочно закрепились в Юлином лексиконе. Чувство юмора, кстати, радиоведущая очень ценит и считает одной из важнейших составляющих жизни.
Ольга НЕВСКАЯ: «В семье электриков – не без гуманитария!» Лилия МАЛЬГИНА, 26 января 2012
«А вы когда-нибудь курили… веник?». Чувствую в вопросе подвох. Глаза радиоведущей, программного редактора одной из радиостанций города Ольги НЕВСКОЙ лукаво блестят: «Ну как же! Берете веник, желтый такой, отрезаете палочку нужной длины, протыкаете иголкой и курите… Черт возьми, вкусно! Реально! Хотя самый вкусный табак – засохшие листья яблони: с младшим братом скручивали их в папироски и потягивали. Потихонечку…»
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook