29 июня 2016, среда, 16:25
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Гэндальф — посол Шекспира

Екатерина ШАКШИНА, 24 июня 2016
Сэр Иэн МАККЕЛЛЕН открыл фестиваль в «Салюте». Фото: Гоша САПОЖНИКОВ.

Кинофестиваль «Шекспир в летнюю ночь» 23 июня в кинотеатре «Салют» (ул. Толмачёва, 12) открыл волшебник. Настоящий волшебник сцены и экрана, маг шекспировского репертуара, исполнитель главной роли в фестивальном фильме открытия «Ричард III» — сэр Иэн МАККЕЛЛЕН. Директор Британского совета Майкл БЁРД представил своего знаменитого соотечественника как официального посла фестиваля Shakespeare Lives в память о ШЕКСПИРЕ, в год 400-летия со дня его смерти — «Шекспир жив!» Кинофестиваль — часть масштабного шекспировского проекта. Иэн Маккеллен сказал на встрече с екатеринбуржцами про себя очень просто: «Шекспир — часть моей жизни». Шекспир везде Шекспир, и в Великобритании, и в России, он всемирен.

Трудно представить, как приветствовали современники самого Шекспира в пору его славы, но вот посла великого драматурга в Екатеринбурге встречали с таким восхищением и надеждой на чудо, словно волшебника Гэндальфа, которого и сыграл в кино сэр Маккеллен. К восторгу публики британский актёр громовым голосом Гэндальфа возвестил: «You shall not pass!» (конечно, в адрес злодеев). Именно злодеем и является его персонаж в фильме 1995 года, который нам предстояло посмотреть. Перед просмотром Иэн Маккеллен напомнил ещё одного нехорошего персонажа из своей кинобиографии — Магнето в «Людях Х».

— Думаю, режиссёр выбрал меня на роль Магнето именно после того, как увидел в этой чёрной военной форме в «Ричарде III». Иначе вряд ли бы позвал.

А потом актёр продолжил всерьёз:

— Фильм по моему сценарию родился на основе театрального спектакля, где трагедия, не в ущерб тексту, осовременена. Ведь Шекспир писал пьесы, не следуя строго историческим фактам, руководствуясь прежде всего своим воображением, и получилось — на все времена. В фильме мы перенесли действие в другую эпоху — 1930-е, когда в Германии, Италии, Испании пришли к власти фашисты. В реальности в Великобритании такого не случилось, но в фильме всё происходит так, как если бы случилось. Наш фильм об обществе, о сливках общества, о тех, кто нами правит, — о королях.

В этом фильме, сказал актёр, нет ни одного не шекспировского слова, но предупредил, что первые десять минут слов в фильме вообще не будет — музыка, шум войны. Пока, наконец, Ричард в исполнении Иэна Маккеллена не скажет первую фразу: «Здесь нынче солнце Йорка злую зиму / В ликующее лето превратило…»

Так всё и было. Но не сразу. Сэр Маккеллен отправился приветствовать зрителей в зал № 1, где начинался ещё один дополнительный сеанс. А мы остались наедине с экраном в зале № 3 (основном фестивальном) и десять минут наслаждались прекрасным изображением почти без звука, думая: «Может, так и надо?» Но когда «завис» кадр, где королева играет в догонялки с маленьким принцем, стало понятно — технический сбой. Организаторы, волнуясь, объяснили, что это перепад напряжения, что сейчас всё наладят. Однако даже Гэндальфу такое чудо оказалось бы не по силам.

«Сейчас» обернулось часом. Перед гостем было бы очень неловко, но, видимо, ему не стали портить нервы, как зрителям. Публика, верная своему Гэндальфу, ждала, не разбежалась. И полным залом внимала в полной мере замечательному фильму, который, несмотря на 20-летний возраст, нисколько не постарел — ни смыслами, ни эстетически. Какое время на дворе, таков Шекспир. Когда после просмотра к нам снова вышел Иэн Маккеллен и спросил: «Ну как фильм?», зрители совершенно искренне кричали: «Здорово! Супер!»

Актёр с детства играл в любительских театрах, в театрах региональных, небольших, и во всемирно известных столичных. Об одном театре рассказал любопытную и забавную подробность:

— Британский Национальный театр, где я сыграл много шекспировских ролей, был основан великим актёром Лоуренсом ОЛИВЬЕ. И вот что интересно: в театре работали разные режиссёры, но практически все они — не меньше шести-семи — изучали в Кембридже английский язык. Да и актёры тоже. И я — выпускник Кембриджа, занимался английской литературой. Нас так и Называли: «кембриджская мафия».

Иэн Маккеллен считает, что артист «произрастает» не из чьей-то, пусть и гениальной теории, которая, конечно же, полезна, а прежде всего растёт из самого себя, своих чувств, честности перед самим собой, своего интеллекта и неустанной работы. Нельзя выучиться игре на сцене или в кино, не играя. Он заявил, что до сих пор скучает по какому-нибудь региональному театру, где в зале сто человек и разговор получается доверительным, естественным.

— Вспомните, и Гамлет у Шекспира к тому же самому призывает бродячих актёров, которые должны помочь ему выяснить истину и сыграть «Убийство Гонзаго». Он просит их быть естественными, не переигрывать, тогда проявится правда.

К Шекспиру он обратился и в самом конце встречи. Прочитал на прощание монолог из пьесы «Сэр Томас Мор», которую не ставили ни при жизни, ни после смерти драматурга. Её приписывают иногда «коллективу авторов», но вот этот монолог Томаса Мора, обращённый к разъярённым подмастерьям, накинувшимся на иностранцев — мигрантов по-сегодняшнему, — точно написал Уильям Шекспир. Документально подтверждено. И монолог прозвучал — без микрофона, без перевода, будто в том любимом зале на сто мест. Да так, что и не знающему английского были абсолютно понятны и боль, и тревога, и призыв к человечности.

«Шекспир жив!», а вместе с ним «Шекспир в летнюю ночь» 25 июня открываются в Санкт-Петербурге. Посол Шекспира Иэн Маккеллен, наверное, успел полюбоваться белой питерской ночью. А в Екатеринбурге, в «Салюте», фестиваль шекспировских фильмов уже без Гэндальфа, но продолжается: до 29 июня.



Новости по теме

Иэн Маккеллен в Екатеринбурге 21 июня 2016
Откроет программу кинопоказов.
Марина СТРАЖНИКОВА (в центре) в «Сказках из коляски».
Бенефис с Шекспиром Содержит Фото Два юбилея актрисы отмечены одним спектаклем с двумя её ролями Служба репортёров, 25 февраля 2015
Актриса Марина СТРАЖНИКОВА отметила 24 февраля юбилей в родном Театре кукол.
Рядом с этими персонажами легко почувствовать себя лондонцем 1600 года.
Шекспир со своим «Глобусом» Содержит Фото Кира ОСИПОВА, 16 октября 2014
Первыми в России зрителями спектакля «Сон в летнюю ночь» лондонского театра «Шекспировский Глобус» стали екатеринбуржцы.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook