1 апреля 2017, суббота, 17:51
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Тарковский навсегда

Андрей КУЛИК, 29 марта 2017
Анатолий СОЛОНИЦЫН в фильме «Андрей Рублёв». Фото: предоставлено к/т «Салют».

Андрей ТАРКОВСКИЙ, 85 лет со дня рождения которого исполняется в апреле — классик. Гений мирового кинематографа. А фильмы Тарковского видели на большом экране в достойном качестве единицы.

Да-да, единицы. Я видел фильмы Тарковского в кинотеатрах, но плёнка всегда была исцарапана, а цвет — грубый, без полутонов. Годы спустя удалось посмотреть на DVD — ахнул: насколько же велика разница! А вот теперь «Мосфильм» отреставрировал Тарковского. Это событие, это праздник. Но в широкий прокат, разумеется, фильмы не выйдут — где сегодня взять миллионы «продвинутых» зрителей? Однако к 85-летию со дня рождения Андрея Арсеньевича Тарковского в «Салюте» (ул. Толмачёва, 12) состоится его ретроспектива.

Практика реставрации картин, снятых на плёнку, в России существует довольно давно и реализуется в основном на базе «Мосфильма». Это своеобразная попытка удержать и сохранить плёночное кино с помощью современных технических средств (напомню, что знаменитая статья Андрея Тарковского называется «Запечатлённое время»). В ретроспективу вошли 4 фильма, снятые до переезда Тарковского в Италию: «Андрей Рублёв», «Солярис», «Зеркало» и «Сталкер».

«Андрей Рублёв» (1966) открывается сценой летящего мужика. Не все знают, что этот мужик — поэт Николай ГЛАЗКОВ, автор якобы шутовских строчек:

Я на мир взираю из-под столика.

Век двадцатый, век необычайный!

Чем ты интересней для историка,

Тем для современника печальней.

Киноначальники в 1966 году посмотрели фильм, задумались… и запретили. Но не совсем. Картина получила приз федерации кинокритиков ФИПРЕССИ на Каннском кинофестивале 1969 года, где фильм демонстрировался вне конкурса, и премию французской критики «Приз Леона Муссинака» как лучший иностранный фильм, показанный на экранах Франции в том году. Об Анатолии СОЛОНИЦЫНЕ (ведущем актёре Свердловской драмы), сыгравшем заглавную роль, писали в газетах и журналах всего мира, но лишь в 1971 году «Андрей Рублёв», искорёженный цензурой, всё же вышел в советский прокат. Широкая премьера восстановленного фильма состоялась только в 1987 году, через 20 лет после окончания съёмок. Ещё через 20 лет восстановленная версия, выполненная на «Мосфильме», демонстрировалась на кинофестивале в Лионе. Вадим ЮСОВ, оператор фильма, посмотрев отреставрированного «Андрея Рублёва», говорил:

«У вас получилось то изображение, о котором мы с Андреем мечтали, но не смогли сделать».

«Солярис» (1972) — этическая драма, снятая по мотивам романа Станислава ЛЕМА (Лем, кстати, фильм не принял — сказал, что он писал о другом). Сюжет фильма строится вокруг главного героя, прибывающего на планету Солярис. «Солярис» получил Гран-при Каннского кинофестиваля 1972 года. В создании реставрированной версии «Соляриса», премьера которой состоялась в 2016 году на Московском кинофестивале, принимал активное участие оператор фильма — всё тот же Вадим Юсов, консультируя инженеров и художников по вопросам цветокоррекции и художественной целостности фильма.

«Зеркало» (1975) — во многом автобиографичный фильм (и, по-моему, вершина творчества Тарковского). В 1980 году «Зеркалу» дали премию «Давид ди Донателло» за лучший иностранный фильм, показанный в Италии. Картина была восстановлена в 2008 году.

«Сталкер» (1979) — пятая из семи крупнейших работ режиссёра, которой открывается поздний период творчества Тарковского, представляет собой непрерывное и неторопливое повествование о пути и самый медленный road-movie в истории кино. Фильм снят по мотивам повести братьев СТРУГАЦКИХ «Пикник на обочине» и рассказывает историю о таинственной Зоне, где могут исполняться желания: самые заветные, самые искренние, самые выстраданные. Большую роль в создании уникальной поэтики «Сталкера» сыграла музыка Эдуарда АРТЕМЬЕВА.

Производство фильма сопровождалось множеством проблем и заняло около трёх лет. При проявке первый вариант был практически полностью уничтожен — Тарковский переснимал картину трижды, каждый раз работая с разными операторами и художниками-постановщиками. Картина получила приз экуменического жюри на Каннском кинофестивале 1980 года и заслужила особое упоминание жюри зрителей на МКФ в Порту в 1983 году. Премьера отреставрированной копии «Сталкера» произошла на 73-м Венецианском международном кинофестивале в 2016 году и была приурочена к 30-й годовщине смерти режиссёра.

Андрей Тарковский — не только символ и культовая фигура для отечественного кино, но и живой, волнующий автор, фильмы которого обладают уникальной фактурой и атмосферой, цепляющей современного зрителя так же, как и полвека назад.



Новости по теме

Константин ХАБЕНСКИЙ выступит в роли мистического экскурсовода.
Хабенский проведёт экскурсию по Эрмитажу Содержит Фото Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 29 марта 2017
Фильм в формате VR-360 призван рассказать о фондах музея.
Эмма УОТСОН в фильме «Красавица и Чудовище».
Красавицы, игнорируйте чудовищ… Содержит Фото Андрей КУЛИК, 15 марта 2017
Для того чтобы сыграть Белль в «Красавице и Чудовище», Эмма УОТСОН отказалась в своё время от съёмок в киномюзикле «Ла-ла Ленд».
Они вернулись — кадр из фильма «T2: Трейнспоттинг».
Да, мюзиклы возвращаются! Андрей КУЛИК, 7 марта 2017
Два лучших мюзикла прошлых лет снова выходят на экран.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook