12 декабря 2017, вторник, 04:27

Андрей Звягинцев: «Главное — не приз, а фильм»

Екатерина ШАКШИНА, 7 июня 2017
Андрей ЗВЯГИНЦЕВ на встрече с журналистами. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Но и приз имеется. Очень престижный в мире кино — приз жюри 70-го Каннского фестиваля за фильм «Нелюбовь». 6 июня в Ельцин Центре (ул. Б. Ельцина, 3) были представлены и фильм, и его создатели. Творческая встреча со зрителями прошла вечером, а в полдень состоялась пресс-конференция в книжном магазине «Пиотровский», на привычной площадке для бесед с интересными личностями, гостями Екатеринбурга. Киновед Вячеслав ШМЫРОВ, руководитель киноклуба ЕЦ, и провёл её как «выездное заседание» киноклуба: свободный обмен вопросами-ответами-мнениями. Вместе с режиссёром Андреем ЗВЯГИНЦЕВЫМ нашими собеседниками стали Марьяна СПИВАК и Алексей РОЗИН, сыгравшие в «Нелюбви» супругов Женю и Бориса, склочно разводящихся и потерявших сына.

Алексей уже снимался у Звягинцева в «Елене» и «Левиафане», а Марьяна встретилась с режиссёром впервые. Да ещё и на кастинг она, как выяснилось, пришла самой первой. Была не единственной претенденткой, но именно её Звягинцев выбрал. Марьяна Спивак и Алексей Розин говорили о съёмках у Звягинцева как об актёрском счастье. У каждого, по их собственному признанию, в жизни есть любовь, в отличие персонажей. Эта история не про них, что не помешало им — а, наверное, и помогло — сыграть драму людей в отсутствии любви. Марьяна добавила, что в «Нелюбви», в финальном эпизоде, снимался её малыш — любимый сын.

Вячеслав ШМЫРОВ, Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, Марьяна СПИВАК и Алексей РОЗИН. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Мировая премьера фильма Андрея Звягинцева «Нелюбовь» состоялась в первый же вечер конкурсного показа 70-го Каннского фестиваля. Режиссёр рассказал, что по фестивальному регламенту за счёт организаторов можно приехать только втроём и на три дня. День перед премьерой, день премьеры и день общения с прессой. Они и приехали — Звягинцев, Марьяна Спивак, Алексей Розин.

— В Канне, как мне сообщили, я установил рекорд общения с прессой: дал 106 интервью за два с половиной дня. И никто из журналистов не восклицал: «Боже, неужели в российских семьях так всё ужасно!» Фильм восприняли как историю наднациональную, понятную всем, потому что подобное может произойти и происходит везде. Единственное отличие в таких житейских драмах у англичан, к примеру, и русских — градус эмоциональной реакции.

После показа и интервью Звягинцев уехал из фестивального города отдыхать на побережье, участники съёмочной группы — кто куда. Наступило время ожидания.

— Мои фильмы не первый раз в Канне, и я уже знал, что утром перед закрытием фестиваля жюри выносит решение, а где-то в середине дня могут позвонить и сообщить, что надо бы прибыть на церемонию. Больше ничего не говорят, но это означает, что предстоит награждение. Мне позвонили, и я подумал: а вдруг?.. Пальмовая ветвь в Канне — желанный приз, конечно. Была надежда, хорошо подогретая прессой. Но при этом было ясно, что у «Нелюбви» ещё 18 фильмов-конкурентов. Приз жюри — один из основных призов Каннского фестиваля, и получить его в результате, разумеется, очень радостно. Это приятный эпизод. Когда же начинается работа над фильмом, я не думаю ни о каких призах. Давно уже, после «Возвращения», понял и решил для себя: единственно верная, истинная установка в работе: не мечты о будущем призе — труд над фильмом. Пункт назначения — фильм. Главное — фильм.

Разговор перешёл к главному в фильме «Нелюбовь». О чём говорил Звягинцев зрителям на российской премьере в Москве, 31 мая, на премьерном показе в родном городе Новосибирске, о чём скажет в Екатеринбурге?

— Всё о том же. Если люди, как многие мне в этом уже признавались, торопятся после фильма домой, чтобы скорей обнять ребёнка, жену, мужа, родителей, значит «Нелюбовь» попала в цель. Так, одна актриса при мне позвонила в слезах мужу: «Всё, больше не воспитываем — только любим!..» Персонажи «Нелюбви» обречены в своей нелюбви бежать по кругу. Им кажется, что стоит поменять того, кто рядом, и жизнь изменится. Но чтобы попасть в другой «сценарий» жизни, надо вырваться из коловращения, измениться самому. У наших героев не получилось. В эпилоге, когда прошло два года, продолжается с другими партнёрами прежнее течение жизни.

Алёша (Матвей НОВИКОВ), которого потеряют. Кадр из фильма «Нелюбовь».

В Екатеринбурге Андрей Звягинцев не впервые, и ему довелось здесь награждать кинематографистов призами. Международный фестиваль-практикум киношкол «Кинопроба» ежегодно проходит в нашем городе, среди его постоянных партнёров — администрация Екатеринбурга, её управление культуры. Звягинцев был председателем жюри «Кинопробы» в 2012 году, а в 2014-м приехал на фестиваль как специальный гость — провёл мастер-класс для молодых коллег, показал фрагмент авторской версии «Левиафана», тоже, кстати, призёра Каннского фестиваля.

Андрей Звягинцев надеется, что «Нелюбовь» ждёт более счастливая прокатная судьба в России, чем у «Левиафана», выход которого на экраны страны был предварён обвинениями в «русофобии», поддержанными даже теми, кто фильма не видел. Большинство из присутствующих на пресс-конференции уже успели посмотреть «Нелюбовь» — фильм показывают в кинотеатрах с 1 июня. Спрашивали, какая сцена в фильме для актёров и режиссёра была самой трудной. Все трое назвали ключевую сцену в морге. Её не репетировали, снимали с первого дубля, потому что нельзя было повторить тот стресс, тот накал эмоций, который испытывали герои (игравшие их актёры). Спросила у Андрея Петровича о том, что не давало покоя после просмотра, хотя ответ и очевиден: «Если бы Алёша нашёлся, эпилог был бы такой же? Ничего в жизни героев не изменилось?» Звягинцев подтвердил:

— Да. Ничего. Если такой жестокий драйвер, как пережитое в морге, не приводит к личностным переменам, то благополучный исход — тем более. Мы не уточняем, не знаем, кого родители увидели в морге, чужого ребёнка или своего Алёшу. В «Нелюбви» невозможен иной финал, как немыслимо представить выжившего Гамлета.

Из досье

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ, режиссёр, сценарист, актёр, родился в 1964 году Новосибирске. В 1990-м году окончил актёрский факультет ГИТИСа в Москве (ныне Российская академия театрального искусства, мастерская Евгения ЛАЗАРЕВА).

Дебютировал как режиссёр в 2000 году — сборником киноновелл «Чёрная комната». Мировую известность получил после выхода фильма «Возвращение» (2003 год, «Золотой лев» Венецианского кинофестиваля, Приз CinemAvvenire Венецианского кинофестиваля за лучший дебют). Снял фильмы «Изгнание» (2007, Приз Федерации российских киноклубов на Московском кинофестивале), «Елена» (2011, Приз жюри конкурсной программы «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале, премия «Ника» — «Лучшая режиссёрская работа»). Фильм «Левиафан» получил приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля (в соавторстве с Олегом НЕГИНЫМ). Приза жюри Каннского фестиваля-2017 удостоен фильм «Нелюбовь».



Новости по теме

Андрей ЗВЯГИНЦЕВ и арт-директор «Кинопробы» Лилия НЕМЧЕНКО на пресс-конференции в Екатеринбурге.
Андрей Звягинцев стал призёром Каннского фестиваля Служба репортёров, 29 мая 2017
Не в первый раз он уезжает с Каннского фестиваля с наградой.
В картине КОЛЯДА исполнил роль бомжа.
Фильм с участием Коляды вызвал споры на Каннском фестивале Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 26 мая 2017
После просмотра «Кроткой» в зале раздались улюлюканья.
В картине КОЛЯДА исполнил роль бомжа.
Фильм с участием Коляды будет бороться за «Пальмовую ветвь» Содержит Фото Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 18 апреля 2017
В конкурсную программу международного фестиваля вошёл фильм Сергея ЛОЗНИЦЫ «Кроткая».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook