23 июля 2017, воскресенье, 20:45
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Неправильная «Анна…»

Екатерина ШАКШИНА, 10 января 2013
Кити (Алисия ВИКАНДЕР) и Левин (Домналл ГЛИСОН) — объяснение в любви. Фото: кадр из фильма.

Самый экранизированный в мировом кино роман Льва Толстого снова стал фильмом, но на этот раз не экранизацией в привычном понимании

Импортный киногод уже начался у нас британским фильмом «Анна Каренина», хотя в широком прокате российская премьера объявлена сегодня, 10 января. Сценарист — выдающийся драматург Том СТОППАРД, режиссёр — Джо РАЙТ, прославившийся картиной по классическому английскому роману Джейн ОСТИН «Гордость и предубеждение», Кира НАЙТЛИ в главной роли, Джуд ЛОУ — Каренин… Один только набор имён творческой группы способен вызвать интерес к кинопремьере. И по здравому смыслу должен бы вызвать хотя бы минимальное уважительное желание понять, зачем всем этим именитым британцам дался наш Лев ТОЛСТОЙ и почему именно так они представили роман на экране.

Анна — Кира НАЙТЛИ. Фото: кадр из фильма.

Но… Интернет уже полон откликов, напоминающих строчку из горького и едкого стихотворения о «нашем всё» Марины ЦВЕТАЕВОЙ: «Перед ПУШКИНЫМ во фрунт!». Стоппард и Райт «во фрунт» перед Толстым не встали. Они создали фильм не по правилам классической экранизации, придумав и воплотив на экране КиноТеатр, где это не место смотрения фильма, а жанр. Ведь и Анна (Кира Найтли) любит неправильно, нелегально и летально…

Занавес поднят

Да-да, на экране поднят именно занавес, такой, каким он и был в русском театре в 1878 году, когда у толстовского романа появились первые читатели. За тяжёлым бархатом — нарисованный пейзаж, кулисы. На фоне задника — представление действующих лиц. Но это не известный приём «театр в театре». Безостановочная, без пауз, театральная игра самих героев, где правила определены предлагаемыми обстоятельствами. В данном случае «тема игры» — любовь. Любовные сюжетные линии взяты из романа и переплетены в фильме как в большом бесконечном котильоне на балу. Множество пар танцуют один и тот же танец, но каждый — индивидуально, со своей грацией или её отсутствием. Поспешная любовь юной княжны Щербацкой к Вронскому, истинная любовь Кити (Алисия ВИКАНДЕР) и Константина Левина (Домналл ГЛИСОН), любовные семейные отношения Долли (Келли МАКДОНАЛЬД) и Стивы (Мэттью МАКФЕЙДЕН), даже странный союз брата Левина и блудницы Марии… Вронский и Анна! Наконец, любовь к детям, которой и успокоится сердце Алексея Каренина (Джуд Лоу). Актёрский ансамбль, как в театре, подобран точно, играет слаженно и чисто. Кстати, фамилию Левин в фильме произносят не через «ё», что филологи считают неправильным.

Алексей Каренин (Джуд ЛОУ) уже всё знает. Фото: кадр из фильма.

Правила игры

Поначалу фильм можно принять за мюзикл. Несмолкаемые закадровые мелодии Дарио МАРИАНЕЛЛИ вовлекают в действие, диктуют пластику героев не только в танце. Так в «ненастоящем», «театральном» департаменте, где время от времени несёт службу Облонский, чиновники ритмично, словно играя на ударных, штампуют документы. Музыка отражает и предсказывает динамику чувствований (живое) и аккомпанирует светскому быту (театр). Балы, приёмы — регламентированное существование с неизменными мизансценами. Порой персонажи замирают, как восковые фигуры. Впрочем, не все правила «театра» так уж бездарны. Когда Стива Облонский приглашает Левина в ресторан, то предлагает ему переодеться: в малахае и тулупе прийти в такое заведение было бы просто эпатажем. И реформатор сельского хозяйствования в отдельно взятом собственном имении не обижается, безропотно облачается в смокинг и цилиндр. Это правило, которому можно следовать. Но есть сферы жизни, где компромиссы неприемлемы.

Вронский (Аарон ТЕЙЛОР-ДЖОНСОН) перед скачками… на сцене. Фото: кадр из фильма.

Двери открываются

Мы знаем, что Анна бросится под поезд. Но ни Каренина (Кира Найтли), ни Вронский (Аарон ТЕЙЛОР-ДЖОНСОН) ещё не знают, чем завершится их неправильная любовь. А музыка уже пророчит, танец уже закружил. Уже бежит паровозик игрушечной железной дороги в Серёжиной детской. Распахиваются двери, мы выходим со сцены на заснеженный настоящий перрон, и хорошенький, как с рождественской открытки, молоденький кавалерийский офицер уже заглянул в глаза прекрасной темноволосой даме — Анне. Двери в живой мир распахнутся ещё не раз. На луг, где косит вместе с крестьянами Левин. В итальянский рай любви — где рядом с ложем брошены палитра и кисть Вронского. И снова — на цветущую поляну, где Серёжа Каренин играет с маленькой сестрой Анной, у которой был другой отец.

Том Стоппард, Джо Райт и оператор Шеймас МАКГАРВИ воплотили толстовский роман так, как это сделал бы живописец. Перевели все чувствования героев романа, созданного великим писателем, со слов на язык визуального искусства. Не превращая трагедию в фарс, авторы заставляют персонажей снижать романтический, драматический пафос поведения и высказываний соседством бытовых деталей. В напряжённые минуты объяснения Кити и Лёвина вдруг шумно сморкается благородный отец — князь Щербацкий. Вот Анну приглашает на мазурку Вронский, начинается танец их общей судьбы, а хмурую, едва сдерживающую слёзы обиды и ревности Кити в этот же момент ангажирует трогательный мальчик: «Это мой первый бал!..» Обе пары выглядят странно: одна — смешно в силу нежного возраста кавалера, другая — неуместно тревожно, наэлектризовывая атмосферу. Ещё ничего «такого» не произошло, но предчувствие непоправимо неправильного ощущают все. Двери открыты.

Персонажи не знают

«Сколько сердец — столько родов любви» — толстовское же высказывание стало своего рода творческим посылом для создателей фильма, чтобы «вынуть» из романа его любовные линии. «Сколько голов — столько умов». Никому тем не менее в голову не приходит упрекать Сергея ПРОКОФЬЕВА, что он не «оперил» в своей опере все четыре тома «Войны и мира». Родион ЩЕДРИН создал балет «Анна Каренина», но его не укоряли жанром и тем, что Майя ПЛИСЕЦКАЯ фигурой не похожа на статную героиню романа. Судили-рядили о произведениях «по мотивам» романов Толстого, как и завещано Вольтером и Пушкиным: по законам, самим художником над собой признанным. Думаю, британская «Анна…» достойна такого восприятия.

Когда в московском РАМТе только начинали ставить трилогию «Берег утопии» (девятичасовой спектакль!), Том Стоппард объяснил в одном из интервью, почему просит актёров играть веселее, легче, хотя это отнюдь не комедия: «Персонажи не знают, чем кончится история. Они не знают, куда их приведёт судьба». Всё просто, и это ключ к пониманию того, что мы видим на экране в «Анне Карениной», когда поднят занавес.

К слову

Дотошные кинокритики насчитали около 30 экранизаций «Анны Карениной» в мировом кинематографе. Так, Грета ГАРБО сыграла Каренину дважды — в немой фильме «Любовь» в конце 20-х и в звуковой ленте через десять лет. В 1948 году в роли толстовской героини снялась Вивьен ЛИ. В родном отечестве было две немые экранизации, одну из которых снял Владимир ГАРДИН, затем на экран перенесли знаменитый мхатовский спектакль с Аллой ТАРАСОВОЙ в главной роли. Самая известная и, по мнению специалистов разных стран, самая адекватная экранизация — «Анна Каренина» Александра ЗАРХИ, где Анной была Татьяна САМОЙЛОВА (1967). Потом снова зарубежная попытка с Софи МАРСО. И, пожалуй, самая загадочная картина, потому что её почти никто не видел, — лента Сергея СОЛОВЬЁВА (2009), где чету Карениных сыграли Татьяна ДРУБИЧ и Олег ЯНКОВСКИЙ…

ВНИМАНИЕ! ПРЕМЬЕРА НА САЙТЕ

Сверим впечатления

Идея наша, впечатления — ваши. Мы зовём в авторы новой интерактивной рубрики на сайте вечерний-екатеринбург.рф читателей «ВЕ» и пользователей сайта. Это не значит, что редакционные журналисты перестанут писать рецензии на фильмы, спектакли, концерты, художественные выставки. Мы с себя этой профессиональной обязанности не слагаем. Но нам очень интересно ваше мнение об увиденном, услышанном в кино, в театре, в музыкальном зале, по ТВ, о прочитанной новой книге (электронной или «бумажной» — неважно).

«Сверим впечатления» — это свободное выражение собственного мнения. В том числе и на наши журналистские рецензии. Например, предметом ближайшего читательского комментирования может стать только что вышедший на экраны фильм «Анна Каренина», которому посвящен сегодняшний текст в «ВЕ». Можно спорить с автором (потерпим), можно согласиться (обрадуемся), можно затеять дискуссию (ого!). Можно, конечно, и не участвовать, но в выигрыше обычно тот, кто активен, а не наоборот. Скоро-скоро на нашем сайте будет объявлен конкурс, который никому из пользователей и читателей не будет в тягость. А вот интерес точно будет.

Ждём ваших комментариев под каждой нашей рецензией — любых: от лаконичного «лайка» (или наоборот) до развёрнутого отзыва. Вам, кстати, не надо ждать, когда кто-нибудь из журналистов разразится очередным «впечатлизмом». Пишите сами, советуйте, что стоит посмотреть, прочитать, увидеть, а на что не стоит терять времени. Поверьте, рассказать о впечатлениях, высказать собственное мнение о произведении — это не только труд ума и души, но и немалое удовольствие. Двойное удовольствие, когда знаешь, что твоё мнение узнает не пара-тройка друзей, а по крайней мере в десять раз больше людей.

Отправить нам свой комментарий не просто, а очень просто: зайдите на сайт, авторизуйтесь и пишите — хоть два слова, хоть сто. Сверим впечатления?




Warning: array_pop() expects parameter 1 to be array, boolean given in /var/www/u17352.netangels.ru/www/module/comments/1.0/comments.php on line 51
Комментарии (1):
Автор: , 12 января 2013 13:10 Кто уже сходил? Стоит идти?
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook