18 февраля 2017, суббота, 05:42
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Образ маминской «ойкумены»

Екатерина ШАКШИНА, 16 февраля 2017
Татьяна и Александр СТЕПАНОВЫ у совместных работ «Гений места». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

«По народной примете, счастливые люди родятся в сорочке, и мы позволяем перенести это сравнение на Екатеринбург, который в ряду других русских городов занял, с первого дня своего появления на божий свет, совершенно исключительное место. Екатеринбург, который величается тем, что он ещё европейский город, есть один из красивейших городов России…» Так начал свой исторический очерк «Город Екатеринбург» Дмитрий МАМИН-СИБИРЯК в марте 1888 года. Он любил наш общий город, с которым связана его творческая судьба, его жизнь и жизнь его героев. Он скучал о нём, став жителем Санкт-Петербурга, и возвращался сюда воспоминаниями.

Екатеринбург — центр Урала, маминской «ойкумены», земли обетованной. Здесь, в центре центра — в Литературном квартале, где в домах-музеях (тогда просто домах) объединённого Музея писателей Урала в разные годы проходили екатеринбургские дни уральского классика, готовятся к знаменательной дате. 6 ноября (25 октября по старому стилю) 2017 года исполняется 165 лет со дня рождения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка (1852—1912). Первая юбилейная выставка уже открылась в Литературно-мемориальном Доме-музее писателя (ул. Пушкина, 27).

И дом этот особенный, и выставка. Дом «лично причастен» писателю: он приобрёл его для матери и сестры на гонорары от романов «Приваловские миллионы» и «Горное гнездо», а в 1914 году дочь Елена Дмитриевна (та самая Алёнушка из сказок) подарила дом городу. С 1946 года здесь маминский музей, первый в музейной семье Литературного квартала. А выставка тем отличается от многих «литературных» экспозиций, что не иллюстрирует произведения Мамина-Сибиряка. Она погружает зрителя в саму атмосферу того места, genius loci которого стал писатель. Она уводит нас в те городские и природные пейзажи, сумеречные и светлые, которые видел и любил Мамин-Сибиряк. В «ойкумену», повлиявшую на всё, что вышло из-под его пера. «Гений места» — выставка живописи двух известных художников Татьяны и Александра СТЕПАНОВЫХ.

Живопись Степановых не заселена золотоискателями, промышленниками, купцами, аристократами, работниками. Это их авторская интерпретация не персонажей романов, рассказов и сказок, а того места на земле, что вдохновляло писателя. Кажется, он только что прошёл мимо этих уже тогда старых домов, по екатеринбургской улице. Ему в лицо светило это жёлтое осеннее солнце на аллее, золотой от листьев, а в глади пруда в Харитоновском парке отразятся его черты. Такие проникновенные тонкие пейзажи создала Татьяна Степанова. А в работах Александра Степанова — бурных, словно вылепленных крупными пастозными мазками — живут почти человеческими страстями ветер, деревья, вода… Мамин это видел, чувствовал? Мамин это видел, чувствовал, — утверждают художники, разгадывая в красках эмоциональную, органическую связь места и гения места.

«Городской этюд» Татьяны СТЕПАНОВОЙ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Центральная часть выставки «Гений места» — совместная работа Степановых, где портрет Мамина-Сибиряка находится в окружении «Уральских мотивов». Тёмно-зелёные, ультрамариновые пятна пронизывает мерцание — золотых ли самородков, далёких огней будущего… Краски в образ города — вечернего, ночного — словно перекочевали из лесных чащоб, со склонов Уральских гор. Старинная екатеринбургская водонапорная башня стоит на страже по обеим сторонам «мотивов» — узнаваемая и разная на каждом из листов, мудрая, как много переживший человек, и до сих пор красивая, как уральский самоцвет.

Кстати, живопись Степановых дополнена и самоцветами. В первом зале музея, где представлены документы, предметы, фотографии из жизни писателя, расположилась «многоэтажная» витрина. На каждом её ярусе — прекрасные изделия знаменитого художника-ювелира, удостоенного множества международных наград, Владимира ХАХАЛКИНА. Они наглядно подтверждают слова Мамина-Сибиряка: «Урал — сокровищница России».

Жизнь писателя в его «ойкумене» бывала и трудной, и горькой.

«...Я подарил им целый край с людьми, природой и всеми богатствами, а они даже не смотрят на мой подарок», — сетовал Дмитрий Наркисович в письме другу 1889 года.

«Они» — это читатели того времени, внимания которых так ждал писатель. Известность, признание пришли к Мамину-Сибиряку, и всё-таки он ясно ощущал недооценённость, недосказанность. Его книги вряд ли и сегодня стоят в ряду бестселлеров, но их читают. Их стоит перечитать — не к юбилею, а для себя. Принять «подарок». В день вернисажа дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка тоже принял подарки. От художников Степановых — тот портрет писателя, что сейчас находится в центре экспозиции «Гений места» и останется в фондах музея. И от Анны РЕШЕТНИКОВОЙ, студентки кафедры дизайна интерьера РГППУ (руководитель её дипломного проекта — доцент Александр Степанов) — декоративную тарелку из сувенирной серии, посвящённую, конечно же, Мамину-Сибиряку.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook