24 июля 2018, вторник, 00:57

Будетляне на аэроплане

Екатерина ШАКШИНА, 7 марта 2017
Главный режиссёр Камерного театра Дмитрий КАСИМОВ у афиш футуристов. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Они называли себя, свои манифесты, произведения странно и дерзко: будетляне, сверхчеловеки, председатель Земного шара, «Пощёчина общественному вкусу», «Победа над Солнцем»… Надевали жёлтые блузы, рисовали на лицах знаки, щеголяли в рубищах и в цилиндрах. Но все эпатажные наименования-аксессуары — не конкуренты масштабу революционного напора этих русских поэтов и художников 1910—20-х годов ХХ века. Творцов, рвущихся к небесам, бросающих вызов всему и всем. Футуристы!

Экспозиционный проект «Футурум Революции» в музее «Литературная жизнь ХХ века» (ул. Пролетарская, 10) сразу атакует контрастами красного, чёрного, белого. Почти физически ощутимо втыкает в тебя острые углы кубистических композиций. Ослепляет стихами, которые надо читать снизу вверх. Моментально попадаешь в эпицентр «бури и натиска», который храбро создавали молодые бунтари от искусства, солнцеборцы и жизнетворцы. А над всей их «заумью» (они сами взлелеяли это слово) взмывает крестообразный, как распятие, аэроплан. Скорость, скорость, скорость! Если бы футуристы мирились с существованием ангелов, то приказали бы им освоить именно такие крылья. И небывалое тогда слово «самолёт» придумал один из них, который реально на нём летал. А «выставочный экземпляр» создал музейный реставратор Борис ЧЕРЕПАНОВ — специально для «Футурума».

Аэроплан над «Футурумом». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Само «солнце русской поэзии» и прочие прежние светила футуристы небрежно гасили, как свечки. Долой традиции, поэт и художник имеют право и обязанность создавать новые слова, новый язык, живопись, где нужны одни лишь краски. Для них настоящим было только будущее. А какие имена у этих будетлян! Владимир МАЯКОВСКИЙ, Велимир ХЛЕБНИКОВ, Казимир МАЛЕВИЧ, Давид БУРЛЮК, Алексей КРУЧЁНЫХ, Василий КАМЕНСКИЙ… Каменский, кстати, — уралец, почти наш земляк, уроженец Пермской губернии. Он был тем самым авиатором (настоящим), профессионально освоившим неангельские крылья. Покорив небо, с той же отвагой ринулся в будущее искусства.

Музейный «Футурум Революции» создавала большая команда. Кураторы проекта — завмузеем «Литературная жизнь Урала ХХ века», кандидат филологических наук Юлия ПОДЛУБНОВА и научный сотрудник Любовь МАШТАКОВА, их коллега Татьяна ХОРУЖЕНКО обеспечили содержательное освещение «истории вопроса». Здесь можно многое узнать о том воздухе свободы, который наполнил лёгкие нового русского искусства в предреволюционное время и после революций 1917-го. От «праотца» Филиппо МАРИНЕТТИ, автора первого футуристического манифеста, до отречения русских последователей от итальянских корней. Наши футуристы, как когда-то будущий «вождь мирового пролетариата», решили: «Мы пойдём другим путём». И пошли. Началось с «Будетлян», которых придумал Велимир Хлебников вместе с Давидом Бурлюком. Затем «другой путь» выбирали группами и индивидуально, народились эгофутуристы, кубофутуристы. Вот эти «кубо» оказались самыми жизнестойкими.

Стихами, концептуальными текстами, афишами, картинами («живописно» помог Музей изобразительных искусств) выставка рассказывает, как «люди будущего» представляли себе и конструировали это будущее, в которое они переместились в музее сегодня. Какими они были, те, кто провозглашал себя — и не без оснований, как показало время — создателями нового искусства. Экспозиция усилиями, мастерством и вкусом художника Татьяны КОЛПАКОВОЙ материализует атмосферу, творимую ими собственной жизнью. Вот неприкаянная, забытая на стуле голая безрукая богиня — Венеру тоже «сбросили с парохода современности». Вот велосипедные колёса — любимая техника, символ летящего времени.

В «Бродячей собаке» начинается футуристическое действо. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В торце музейного зала — пространство, стилизующее богемное петербургское кафе «Бродячая собака». Сцена занята фигурами в человеческий рост, напоминающими киборгов в противогазах, а фон — квадрат Малевича. Только не сплошь чёрный, а чёрно-белый, разделяющий противоположности диагональю. Человекообразные фантомы — персонажи оперы «Победа над Солнцем», созданной в сценографии Малевича композитором Михаилом МАТЮШИНЫМ и поэтом Алексеем КРУЧЁНЫХ (автором знаменитого «Дыр бул щыл»). Венские стулья, столики, чай в стаканах. Так чаёвничали футуристы и их поклонники из вечера в вечер. Фортепиано с глобусом наверху — модель «Земшара», председателем которого провозгласил себя Велимир Хлебников. Инструмент дребезжит струнами под снятой крышкой, прежде чем клавиш коснутся пальцы пианистки Ольги ДЕГТЯРЁВОЙ, скрежещет над моим ухом скрипка в руках Марины ПАЛЬЧИК, пока не началась мелодия. Это музыка улиц, мистерия шумов, или, как писал эгофутурист Игорь СЕВЕРЯНИН: «Стрёкот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров!» А Вероника РЯПОСОВА поворачивается к публике и начинает «стихотворить», как это делали те поэты…

Сто лет назад все наши футуристы приняли революцию — и ту, и эту, Февральскую и Октябрьскую. С восторгом и нетерпеливым стремлением творить искусство будущего с ещё большей безоглядной свободой. И творили, и прославились. Отзвенел Серебряный век, с грохотом вломилось будущее, сначала оглушившее железом, затем ставшее тем, без чего непредставимо отечественное и мировое искусство, — русский авангард. Футурум явился глаголом сложного будущего времени. И в этом времени кому-то из будетлян суждено было умереть, другому застрелиться, иным податься на чужбину. Но все — и те, кто сумел выжить и продолжал творить уже иначе, и те, кто не сумел, остались в русском и мировом искусстве ярким явлением. Как написал один из великих будетлян незадолго до гибели: «Мой стих /трудом /громаду лет прорвёт и явится /весомо, /грубо, /зримо, как в наши дни /вошел водопровод, сработанный /ещё рабами Рима».

Юлия ПОДЛУБНОВА, Любовь МАШТАКОВА, Татьяна КОЛПАКОВА, Вероника РЯПОСОВА, Ольга ДЕТЯРЁВА. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Выставка «Футурум Революции» — один из этапов масштабного мультижанрового проекта «Я Революция / ЯRevolution» объединённого Музея писателей Урала. Здесь будут представлены спектакли, экспозиции, преломляющие видение революций 1917 года сквозь театр, архитектуру, поэзию, живопись. А на чай к футуристам в «Бродячую собаку» — открыто! — теперь может попасть каждый посетитель «Футурума Революции».



Новости по теме

На репетиции премьеры.
«Февральская революция 17-го» Содержит Фото Служба репортёров, 24 февраля 2017
Премьера поэтическо-музыкального вечера, посвящённого поэзии Серебряного века.
Агитвагон заработал в постоянной экспозиции музея (июнь 2011 года).
«Революция» на Пролетарской Екатерина ШАКШИНА, 7 февраля 2017
Проект к 100-летию Февральской и Октябрьской революций 1917 года.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook