12 декабря 2017, вторник, 15:10

«Прикасаемое» искусство: картины сквозь пальцы

Екатерина ШАКШИНА, 11 июля 2017
Так рассматривают руками фрагмент «Благовещения» БОТТИЧЕЛЛИ. Фото: предоставлено ЕМИИ.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств и его учредитель — Управление культуры Администрации города — представляют уникальную выставку тактильных картин «Видеть невидимое». Вход на выставку бесплатный, а работать она будет до 2 августа.

«Благовещение» Сандро БОТТИЧЕЛЛИ и «Мадонна с младенцем» Лукаса КРАНАХА Старшего, «Натюрморт с атрибутами искусств» Жана-Батиста Симеона ШАРДЕНА и «Нападение ягуара на лошадь» Анри РУССО, «А ты ревнуешь?» Поля ГОГЕНА и «Старый еврей с мальчиком» Пабло ПИКАССО… Кто бывал в московском Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или хотя бы листал альбомы с репродукциями из этого музейного собрания, наверняка помнит эти великие картины. Теперь же мы можем увидеть их в нашем Музее изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Воеводина, 5), причём в непривычном рельефном «обличье» и с помощью особого способа восприятия — не взглядом, а кончиками пальцев.

Директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН на вернисаже «Видеть невидимое». Фото: предоставлено ЕМИИ.

«Здесь не привыкли смотреть на искусство сквозь пальцы» — это слоган предоставленной экспозиции в Екатеринбурге ГМИИ им. Пушкина и его партнёром-меценатом. «Неприкасаемость» музейных экспонатов становится привычным правилом с самого первого посещения музея даже для маленького посетителя. А здесь табу отменяется. «Прикасаемость» не просто приветствуется, она — необходимость.

Заведующая информационно-образовательным отделом ЕМИИ Римма САДЫКОВА провела нас по выставке, которая, конечно, прежде всего предназначена для тех, кто лишён возможности воспринимать произведения изобразительного искусства зрением:

— Технология создания живописных полотен в 3D освоена в Испании, в городе Бильбао, и эти рельефные картины из ГМИИ им. Пушкина созданы по оцифрованным фотографиям именно там. Благодаря этой технологии изготовления 3D изображение можно «считывать» руками. Оцифрованную фотографию картины специальным образом обрабатывают, подбирают текстуры для передачи особенностей изображения. Так, чтобы одеяние Мадонны у Кранаха на ощупь воспринималось именно как ткань, а скульптурная голова Меркурия у Шардена в «Атрибутах искусства» ощущалась каменным изваянием. Границы предметов чётко обозначают, нанося материал слоями. Высота изображения над фоном картины от 3 до 7 мм, и можно пальцами ощутить все фрагменты картины…

«Мадонна с младенцем» КРАНАХА — можно и нужно прикасаться. Фото: предоставлено ЕМИИ.

Римма Садыкова рассказала, что ежедневно на выставке, которая открылась в ЕМИИ 6 июля, бывает около 100 человек. У тех, кто не в состоянии увидеть картины глазами, тактильное восприятие развито куда лучше, чем у людей с нормальным зрением. Тем более что они могут не только послушать комментарий аудиогида, но и прочитать аннотации, воспроизведённые шрифтом Брайля. Люди с обычным зрением (а их на выставке большинство) не без труда погружаются в сферу «ручных» ощущений. Например, кто-то из посетителей, разглядывая пальцами картину Руссо, где в чащобе сочных тропических растений ягуар напал на лошадь, сначала решил: «Здесь палки какие-то…» И только потом, с помощью звукового сопровождения, всё-таки догадался, что здесь происходит и где.

Если просто смотреть на эти шесть картин, то понимаешь — да, они очень схожи с музейными оригиналами, но всё-таки разительно отличаются от них. Цветовая гамма живописных полотен иная. Так в «Старом еврее и мальчике» Пикассо нет тех переливов от жемчужно-серого к нежно голубому цвету, перехода в «скорбный» синий. Всё здесь темнее, мрачнее. А главное — и лицо старика, и жилистые его руки, и склонённая к старческому плечу детская головка — выступает рельефом над фоном картины. Изображение можно увидеть руками, как это делают с трёхмерными предметами слабовидящие или незрячие люди, и живопись в этом случае отступает на второй план. Общаясь с картиной пальцами, мы «считываем» линии, рисунок. Но нет предела совершенству современных технологий. И, возможно, в недалёком будущем незрячие смогут с их помощью различать тёплые и холодные тона, «видеть» не только графику живописи, но и саму живопись — её краски. Разглядеть, к примеру, не только фигуры двух девушек-таитянок на картине Гогена, но и розовый песок, и синюю океанскую волну…

Рельефная копия картины ГОГЕНА «А ты ревнуешь?» Фото: предоставлено ЕМИИ.

Впервые эта первая российская тактильная выставка предстала публике в ГМИИ им. Пушкина 13 ноября 2016-го — во Всемирный день слепых. А затем и Боттичелли, и Пикассо, и Кранах, и Шарден, и Руссо, и Гоген стали передвижниками. В каждой состоявшейся музейной экспозиции было не шесть, а семь картин. Седьмая — тактильная копия произведения из собрания того музея, куда выставка переезжает. В Казани, в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан, это копия картины Ильи РЕПИНА «Портрет О. С. Александровой-Гейнс». Волгоградский музей изобразительных искусств им. И. И. Машкова представил тактильную копию картины Константина МАКОВСКОГО «Портрет неизвестной в чёрном платье». Воронежский музей им. И. Н. Крамского для создания «прикасаемой» картины выбрал «Крестьянскую трапезу» Джакомо Франческо ЧИППЕРА (ТОДЕСКИНА). А в ЕМИИ выставку дополняет знакомая всем его посетителям в постоянной экспозиции западноевропейского искусства «Прачка» Паскуале ЧЕЛОММИ — в тактильной интерпретации. Организаторы выставки «Видеть невидимое» оставляют в дар каждому музею рельефную копию её подлинника, и эта «Прачка» тоже останется у нас.

Кстати, если к шести картинам из Москвы комментарий читает народный артист России, художественный руководитель Театра наций Евгений МИРОНОВ, то вот к «местному» произведению объяснения произносит аудиогид из родного города. У нас это — лидер группы «Чайф», музыкант Владимир ШАХРИН. Некоторые посетители, отдавая должное академичному комментарию Миронова, его безупречным интонациям, предпочли Шахрина-аудиогида:

«Потому что очень понятно объясняет — как встать к картине, как вытянуть руки, куда ими двигать — налево, направо».

«Старый еврей и мальчик» ПИКАССО оживает чувством причастности к шедевру под пальцами. Фото: предоставлено ЕМИИ.

Помните, в фильме Александра СОКУРОВА «Русский ковчег» слепая посетительница Эрмитажа любуется скульптурным портретом, трепетно оглаживая каждую выпуклость, выемку, выступ… Так и на выставке «Видеть невидимое» мы должны к этим картинам прикасаться. Нам выдают чёрные, непроницаемые очки, и руки начинают свою «зрительскую» работу. Наши пальцы с непривычки не так зорки, как глаза, но с помощью аудиогида, который сопровождает каждое произведение, мы начинаем догадываться, что, собственно, изображено. «Самого главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце», — так говорил Лис Маленькому принцу. Можно добавить: и руки могут стать зоркими. Это совершенно новое эстетическое чувство — прикоснуться к Боттичелли, на ощупь узнавать Гогена. Это совершенно новое человеческое и человечное чувство зрячего: понимание, как ощущает себя в мире красок и света человек, который их не видит.



Новости по теме

Так можно «увидеть» руками картину Анри РУССО.
Картины руками можно и нужно трогать! Содержит Фото Служба репортёров, 5 июля 2017
На выставке представлены рельефные копии знаменитых произведений.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF