«Гараж» вовлекает в искусство

Екатерина ШАКШИНА, 21 июля 2017
«Цветок дорожных знаков» Роберта РАУШЕНБЕРГА. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Арт-галерея Ельцин Центра (ул. Б. Ельцина, 3) и московский Музей современного искусства GARAGE представили 20 июля совместный инклюзивный художественный проект «Единомышленники».

Страус в золотисто-коричневых перьях испуганно сунул голову в песок. Создание Мариуцио КАТЕЛЛАНА прямо у входа в Арт-галерею стало первым экспонатом выставки. Арт-объект полон иронии, художник посмеивается над страусиным «побегом» от действительности, настраивает на риск открытий… Первую экскурсию по выставке провёл Евгений ЛЯПИН, передвигаясь на коляске, — один из четырёх единомышленников, помогавших кураторам «Гаража» Анастасии МИТЮШКИНОЙ и Марии САРЫЧЕВОЙ на всех этапах создания проекта. А начал Евгений «от страуса»:

— Елизавета МОРОЗОВА, Полина СИНЁВА, Елена ФЕДОСЕЕВА и я — постоянные посетители «Гаража», любим этот музей и потому нас пригласили участвовать в инклюзивном проекте. А не по той единственной причине, что мы — инвалиды и на собственном опыте знаем, как лучше вовлечь в восприятие искусства людей с ограниченными физическими возможностями. Подчеркну: эта выставка не «про инвалидов», она не только для инвалидов. Для всех, кто любит современное искусство, кто им интересуется, и для тех, кто ещё не любит и не интересуется. Выставка способна пробудить этот интерес, желание понять непривычное. Отважно — не как страус. И тогда число единомышленников, думающих по-разному, восприимчивых по-разному, но готовых включиться в новое познание искусства, станет больше.

Инсталляция «Страус» — не прячьтесь от впечатлений, как пугливая птица. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Впервые эта выставка была показана в столице, в «Гараже», год назад. Тогда, как рассказали в день открытия директор Музея первого президента России Б.Н. Ельцина Дина СОРОКИНА и руководитель выставочной работы ЕЦ Илья ШИПИЛОВСКИХ, познакомившись с экспозицией, екатеринбуржцы сразу стали обсуждать с москвичами возможность перемещения этого проекта в Арт-галерею. Ельцин Центр ведёт разнообразную работу — экскурсии, квесты, семинары, лекции — для детей и взрослых с ограниченными физическими возможностями. Но вот подобной выставки, где произведения современного искусства сможет воспринимать и не зрячий, и слабовидящий, и лишённый слуха, ещё не бывало. Директор Музея современного искусства «Гараж» Андрей БЕЛОВ, в свою очередь, считает важным и необходимым, чтобы московские эксперименты музея стали доступны в регионах России, и «Единомышленники» — инклюзивный проект в широком смысле.

Понятие «инклюзия» — то есть вовлечённость — к счастью, всё активнее входит в сегодняшюю реальность. Так, в июле, в екатеринбургском Музее изобразительных искусств открылась и продолжает работу выставка тактильных картин «Видеть невидимое», представляющая семь произведений великих художников — от БОТТИЧЕЛЛИ и КРАНАХА до ГОГЕНА и ПИКАССО. А «Единомышленники» из «Гаража» вовлекают нас в пространство современного искусства. Не просто искусства современников, а именно известных зарубежных мастеров contemporary art с их экспериментами, исканиями, оригинальным восприятием и отражением мира в разных техниках.

«Цветущая» лестница привлекает и вовлекает в знакомство с современным искусством. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Здесь инсталляции, фотографии, скульптуры, графика, живопись Синди ШЕРМАН, Барбары КРЮГЕР, Джона МИЛЛЕРА, Мелвина МОТИ, Роба ПРУИТТА и других художников Европы и США, чьи произведения редко можно увидеть в нашей стране. Некоторые из них до демонстрации в Екатеринбурге ещё не были показаны публике даже на той первой столичной выставке. Сформировать экспозицию специально для Арт-галереи Ельцин Центра «Гаражу» помогли владельцы частных коллекций.

Каждое из представленных произведений любой посетитель может увидеть, даже если зрение ему не дано, услышать, даже если слух его настолько ослаблен, что не воспринимает музыку. Экспонаты сопровождаются специальными информационными модулями. На экране сурдопереводчик языком жестов рассказывает о представленном, в наушниках звучит комментарий и тифлокомментарий (описание визуального образа). Рядом тактильные модели — уменьшенные копии произведений, которые надо гладить ладонями, обнимать пальцами, чувствовать кожей. И «Страуса», и скульптурный персонаж, напоминающий рыцаря — «Недальновидность» Марка КУИННА, и абстрактную живопись Сесили БРАУН, и «Цветок дорожных знаков» Роберта РАУШЕНБЕРГА…

А вот яркий, солнечно-жёлтый «Этюд к цветам» Элен СТЮРТЕВАНТ мы видим и ощущаем не только в Арт-галерее, но и вне её. «Этюд» вышел за границы здания, стал истинно инклюзивным и вовлекает, зовёт на выставку прямо с улицы. Лестница Ельцин Центра, ведущая к галерее со стороны городского пруда, превратилась в «цветущий» арт-объект. Если по лестнице спускаться, то цветов не видно, они спрятались среди ступеней. Если же подниматься, идти вверх, смотреть не в землю, как страус, а поднять голову к небу — расцветёт.



Новости по теме

Так рассматривают руками фрагмент «Благовещения» БОТТИЧЕЛЛИ.
«Прикасаемое» искусство: картины сквозь пальцы Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 11 июля 2017
Люди с обычным зрением не без труда погружаются в сферу «ручных» ощущений.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF