26 февраля 2018, понедельник, 06:12

Главный смотритель — зритель

Волонтёры разного возраста поучаствовали в музейном эксперименте Екатерина ШАКШИНА, 19 декабря 2017
Куратор Дарья КОСТИНА предлагает пройти по следам наблюдателей. Фото: Александр ИСАКОВ.

Итоговую выставку проекта «Музей: включённое наблюдение» представляет в конце уходящего года екатеринбургский Музей изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5).

Это необычная выставка. Она не в экспозиционном пространстве, а на лестницах, среди растений зимнего сада, в переходах из зала в зал и даже в фойе перед туалетными комнатами. Сорок волонтёров разного возраста (и молодёжь, и люди старшего возраста) участвовали в музейном эксперименте. Они побывали на 23 экскурсиях, самостоятельных и вместе с музейщиками.

Посетители не только осматривали постоянные экспозиции, выставку одной картины из Эрмитажа, масштабную выставку русского авангарда 1910—20-х годов «Ясновидцы грядущего». Они получили возможность «вжиться» в эту тихую музейную жизнь, поделиться своими впечатлениями (порой неожиданными) — рисунками, собственными историями. А музей делал тем временем свои открытия — для будущего, для понимания, чего же зритель ждёт от современного музея, что ищет и в состоянии найти здесь сегодня.

Куратор Ирина КУДРЯВЦЕВА представляет «Циркуляцию эмоций», испытанных волонтёрами. Фото: Александр ИСАКОВ.

Знаменитый в середине 1960-х фильм документалиста Павла КОГАНА «Взгляните на лицо» стал одним из экспонатов этой выставки. Он не имеет непосредственного отношения к нашему музею, но был одним из первых опытов «наблюдения за наблюдателем». Оператор снимал лица посетителей Эрмитажа, когда они рассматривали картину Леонардо ДА ВИНЧИ «Мадонна Литта». Открытия, запечатлённые скрытой камерой, дали новые знания о современниках, об их духовном мире. Наш музей в своём проекте скрытой камеры не использовал. Наблюдатели и наблюдавшие, постоянно меняясь ролями, шли навстречу друг другу «с открытым забралом».

4Зарисованные впечатления «смотрителя». Фото: Александр ИСАКОВ.

В мировой практике есть множество разнообразных опытов изучения музейной аудитории. И для екатеринбургского Музея изобразительных искусств его новое исследование началось не с «чистого листа». ЕМИИ знает своих завсегдатаев в лицо, ежедневно принимает гостей из разных городов и стран, работает со своими посетителями с детства — в Детском музейном центре, привлекает людей к разнообразным музейным акциям. Так, квесты в «Ночь музеев» стали за несколько лет любимым музейным приключением, увлекательным и познавательным, для екатеринбуржцев. Но, пожалуй, впервые искусствоведы ЕМИИ затеяли проект беспрецедентной доверительности узнавания друг друга зрителем и музеем. Куратор «Включённого наблюдения», завотделом современного искусства Ирина КУДРЯВЦЕВА рассказала нам:

— Мы пустились в настоящую авантюру — вступили в профессиональное поле социологии, антропологии и психологии. Междисциплинарность проекта продиктовала необходимость консультаций и сотрудничества с экспертами в этих областях. Вся команда музея была задействована, все службы, включая, конечно, смотрителей музейных залов. Но главным «смотрителем» в проекте стал зритель. И был им с середины сентября до середины октября, получал новый опыт общения с музеем и, надеемся, почувствовал свою значимость для этого места. «Включённое наблюдение» — исследование обоюдное для музея и зрителя. Результаты этого эксперимента смогут стать основой для разработки возможных путей развития публичной музейной среды и способов модернизации постоянных экспозиций.

Каслинский павильон в зрительском рисунке. Фото: Александр ИСАКОВ.

Этот исследовательский проект, не имеющий до сих пор аналогов, был включён в параллельную программу 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. То есть уже на стадии осуществления был оценён как актуальный. В итоге же добровольцы-экспериментаторы искренне поделились с музеем своими переживаниями, эмоциями, рефлексиями. Так, кто-то честно сообщает, что прежде никогда не останавливался у Каслинского павильона, полагая, что его местоположение — зал для торжественных приёмов, а тут вдруг вгляделся, и глаза открылись, и душа восприняла шедевр. А другие прямодушно поведали, что и не знали (!), что этот павильон из чугуна, думали: «какая-то китайская комната» или даже «космический корабль». Теперь мы видим раритет нашего музея в их старательных и эмоциональных зарисовках. Рассказали зрители личные истории своих взаимоотношений с Музеем изобразительных искусств. Например, некоторые, приходя сюда, обязательно навещают, как старого друга, любимую картину: «Княжну Тараканову» ФЛАВИЦКОГО или «Девушку с папиросой» ЗАБОЛОТСКОГО… С удовольствием обнаружили, что напротив «гостя» из Эрмитажа — портрета императрицы Марии Фёдоровны кисти КРАМСКОГО, на стене тоже Крамской, тоже чудесный женский портрет из собрания нашего музея: «У нас есть Крамской?!..»

Архитектор Анатолий ПТАШНИК. Фото: Александр ИСАКОВ.

Чего только у нас нет. В музее, как обнаружили волонтёры, на каждом шагу открытия. Вместе с куратором проекта Дарьей КОСТИНОЙ мы, взяв в руки карту-путеводитель, прошли по следам наблюдателей. От истории музейного дома, рассказ о котором представил архитектор, занимавшийся проектом реконструкции «под музей» старейшего в Екатеринбурге здания, Анатолий ПТАШНИК, до экспоната, который надо найти и потрогать. Трогать можно и нужно, чтобы ощутить музей буквально кожей. Чтобы стало ясно: в музее запретов гораздо меньше, чем возможностей. Своеобразным аккомпанементом к выставке впечатлений «смотрителей» стали работы художников, созданные для проекта. В одной из комнат нас сопровождает странный звук, как скрип паркета: музей начинает «говорить», как только в него приходит посетитель — аудиоинсталляция Анастасии БОГОМОЛОВОЙ. А Сергей ЛАУШКИН создал несколько произведений, основанных на специфическом эффекте зрения, — «Цвет в тебе»…

Экспонат можно и нужно трогать. Фото: Александр ИСАКОВ.

Выставка продлится до 24 декабря, и посетители смогут повторить музейное приключение, испытанное волонтёрами. А музейщики продолжают изучение результатов «Включённого наблюдения», и работа блога проекта не останавливается.

Оказывается, не только мы смотрим на экспонаты, но и они смотрят на нас. Даже страусёнок, созданный на фирме знаменитого ФАБЕРЖЕ, своими бриллиантовыми глазками старается заглянуть в глаза того, кто его рассматривает. Это никакая не мистика, а реальность музея, которая доступна готовому к общению с ним человеку.

Экскурсия по следам «смотрителей». Фото: Александр ИСАКОВ.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF