26 февраля 2018, понедельник, 06:38

Следствие по «делу» авангардистов

Екатерина ШАКШИНА, 16 января 2018
Где же Осьмёркин? Фальшак — слева, авторский подлинник — справа. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Искусствоведческие исследования часто напоминают сюжет детективного романа. Мы снова в этом убедились на встрече в Музее изобразительных искусств, завершившей работу экспозиции «Ясновидцы грядущего. Русский авангард 1910—20-х годов».

Выставка проходила в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Воеводина, 5) с 30 сентября 2017 года, а в её последний день, 14 января, эксперты научно-образовательного проекта музея и УрФУ «Шедевр и подделка» рассказали зрителям о современных подделках произведений русских авангардистов. И о том, как специалисты отличают шедевр от фальшака (принятый у искусствоведов термин). Вот перед нами на мольбертах две картины. Обе «настаивают» подписями, что принадлежат кисти Александра ОСЬМЁРКИНА. Художник написал только одну из них. Где фальшак?..

Куратор проекта, завотделом отечественного и современного искусства ЕМИИ Ольга ГОРНУНГ познакомила с историей появления произведений русского авангарда в музее. Провенанс (бытование картины) полусотни работ «Ясновидцев грядущего» из собрания ЕМИИ — важнейшее доказательство их эталонности. Это поступления 1920—1930-х годов из Госфонда, от самих художников, от их прямых наследников. Тогда авангардистов никто не подделывал. Картин было много, да и сами авторы ещё жили и творили на родине или в эмиграции. Жгучий интерес к русскому авангарду, его востребованность, высокая цена на аукционах и антикварных рынках возникли в середине 1960-х за рубежом, а потом и в России. И вызвали поток подделок. По мнению экспертов, фальшака сейчас больше, чем подлинников русского авангарда.

Музеи и коллекционеры заинтересованы в определении истинного авторства картины. Так, владелец «Осьмёркина» обратился в ЕМИИ с запросом. Уже визуально специалисту было многое ясно. Знание стилистики автора, его художественной манеры, мастерства, композиционных особенностей, сравнение с эталонным произведением «Натюрморт с графином» позволили искусствоведу «на глаз» определить сомнительность произведения. Да и подписывал художник свои работы тонкой чёрной кистью, а подпись на кубическом «пейзаже» выполнена яркой киноварью.

Вывод исследователя был подтверждён технологической экспертизой, о которой в свою очередь рассказали Тамара ГАЛЕЕВА, кандидат искусствоведения, завкафедрой истории искусств и музееведения, завлабораторией экспертизы и реставрации объектов культуры и искусства УрФУ и научный сотрудник этой лаборатории Денис ИЛЬИЧЁВ. Лабораторное следствие по «делу» Осьмёркина не включало разве что дактилоскопических изысканий. Были применены разнообразные средства неразрушающего исследования: рентгенография, инфракрасные и ультрафиолетовые лучи, бинокулярные лупы. И выяснилось, к примеру, что светлое пятно в центре «пейзажа» из частной коллекции написано титановыми белилами, которые появились в употреблении, когда Александр Александрович Осьмёркин уже отошёл от кубических композиций.

Мы получили возможность рассмотреть под микроскопом и Осьмёркина, и лже-Осьмёркина. А гостья встречи — Елена БАСНЕР, петербургский искусствовед, поделилась с нами азами изотопного метода для определения фальшивок. Он разработан и запатентован доктором геолого-минералогических наук Сергеем ФЕЛИЦЫНЫМ, историографом Андреем КРУСАНОВЫМ и самой Еленой Баснер. После первых ядерных испытаний в природе произошли изменения: в веществах наличествуют изотопы цезия-137 и стронция-90. И они непременно присутствуют в материалах картин, написанных после 1945 года. Это «разрушающий метод исследования», но для него требуется всего лишь крупинка краски, как кристаллик сахарного песка. Экспертизы по изотопному методу в петербургском Институте геологии и геохронологии докембрия РАН позволили недавно выявить фальшак в коллекции, подаренной меценатом музею Ростовского кремля.

Та самая «Девочка в кресле» Роберта ФАЛЬКА, которую пытались подделать. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

У картины есть «презумпция невиновности», когда следствие ведёт искусствовед. Его насмотренный взгляд не заменят никакие технологические новшества. Вот на стене в зале, представляющем направление русского авангарда «Сезанизм», — картина Роберта ФАЛЬКА «Девочка в кресле» из собрания ЕМИИ. «Девочку…» Ольга Горнунг увидела несколько лет назад на выставке авангарда в Москве на стенде одной из столичных галерей. Грубую подделку. Экспозиционеры рассчитывали на малую известность коллекции нашего «провинциального» музея. После того как фальшак был выявлен, поддельная «Девочка…» больше нигде не появлялась.

Это была пятая встреча-лекция, организованная для посетителей совместно музеем и УрФУ. Последняя на выставке «Ясновидцы грядущего», где были представлены только эталонные произведения, но не последняя в научно-образовательном проекте «Шедевр и подделка».



Новости по теме

«Серый овал» Василия КАНДИНСКОГО из коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств.
Ещё пять дней с Кандинским и другими «Ясновидцами…» Служба репортёров, 10 января 2018
Завершается масштабный художественный проект «Ясновидцы грядущего».
«Супрематизм» МАЛЕВИЧА на вернисаже «Ясновидцы грядущего» в ЕМИИ.
Екатеринбургский музей в топе американского рейтинга Best оf 2017 Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 26 декабря 2017
Интернет-портал HYPERALLERGIC составил собственный рейтинг самых интересных выставок в мире.
«Бой быков» Владимира БЕХТЕЕВА (1919 год).
«Ясновидцы…» из семи музеев представят авангард 1910—1920-х годов Кира ОСИПОВА, 25 сентября 2017
Екатеринбургский музей изобразительных искусств готовится к масштабной выставке.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF