23 августа 2016, вторник, 12:37
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Голос из недр времени

Граммофоны, патефоны, проигрыватели, радиолы, магнитофоны… Благодаря им сегодня ХХ век говорит и поёт для нас Екатерина ШАКШИНА, 31 января 2013

Звук не материален. Археологи никогда не найдут в недрах земли его останки, как находят окаменевшие растения, кости динозавров или украшения и оружие далёких пращуров. И всё-таки звук былых времён не исчез. «У Мэри был барашек…» — хорошенько откашлявшись, напел эту детскую песенку изобретатель звукозаписывающего и звуковоспроизводящего аппарата Томас Алва ЭДИСОН. Это было в ноябре 1877 года, а через полгода вокальные способности американского инженера оценили «бессмертные» Французской Академии в Париже — с помощью первого фонографа. Звук получил шанс стать бессмертным.

На открытии выставки «Голос» в Краеведческом музее (пр. Ленина, 69/10) научный сотрудник Музея радио им. А. С. Попова, коллекционер Борис КОШЕЛЕВ дал послушать, как звучит этот «ископаемый» граммофон. Изделие фирмы Пате не хрипело и не визжало, а вполне достойно «исполнило» мазурку из оперы «Жизнь за царя». Шедевр Михаила ГЛИНКИ мы теперь называем «Иван Сусанин», а на пластинке начала прошлого века у неё «царское» имя. Граммофон не подвёл, вот только чтобы заставить его голос умолкнуть, Борису Михайловичу пришлось поколдовать с тормозом вручную…

Эпиграф от Маршака

«Люди пишут, а время стирает, всё стирает, что можно стереть, но скажи — если слух умирает, разве должен и звук умереть?» — строчки из лирики Самуила МАРШАКА стали эпиграфом выставки «Голос». Они воспроизведены летящим почерком поэта на огромном баннере, где дама в шляпе с грампластинкой в руках позирует неизвестному фотографу.

Борис КОШЕЛЕВ с граммофоном фирмы Пате из его коллекции. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Выставку «Голос» открыл 29 января Краеведческий музей — в здании Музея истории и археологии Урала. Хранитель и реставратор предметов своей коллекции Борис Кошелев не участвовал в археологических раскопках, добывал каждый «ископаемый» экспонат из глубин времени. Экспозиция, основу которой составляет его коллекция звуковоспроизводящих и записывающих приборов и грампластинок, отражает целый век развития технологий сохранения звука. По звуковым волнам, по «дорожкам» грампластинок мы совершаем путешествие во времени — с музыкой. ХХ век кончился, а его звук жив.

Пираты звуковых волн

В витринах с «допотопными» носителями звука — старинные и старые грампластинки дореволюционного российского и советского производства. Оказывается, пиратские записи не только достояние современности. На пластинке 1911 года солидно значится: «Нью-Йорк, Париж, Лондон…», совсем как на сегодняшних подделках товаров известных брендов. Её выпустила в свет петербургская фирма, чьё название выглядит забавно: «Звукопись». В центре советской витрины красуется ещё один пиратский трофей, с виду вполне себе фабричный, созданный в 1930-х годах в нашем городе. Эта грампластинка производства Свердловского областного треста по кинофикации сохранила танго из кинофильма «Петер», очень популярного в предвоенные годы. Об авторских правах речь в ту пору как-то не заходила. В 1948 году эта пластинка стала первой в коллекции Бориса Кошелева: «Ни одну пластинку я с тех пор не выбросил. Сейчас в моём звучащем собрании более 9 000 экземпляров…»

Танцы под грампластинку

Ретро-танец на ретро-выставке. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Выставка «Голос» из числа необычных — её экспонаты интересно и рассматривать, и слушать. Все экспонаты работают! Борис Кошелев по нашей просьбе поставил наугад на проигрыватель «Школьный» производства 1986 года пластинку-ровесницу «вертушки» (так, или — «вертак», называли проигрыватели в молодёжных компаниях). И… Хоть танцуй под эту музыку: не скрипит, не шипит, не скачет игла по бороздкам. И действительно танцевали. Участники «Школы танцев Марии Семёновой» — Анна ПРЯДЕИНА и Михаил ДОЛБИЛОВ, Татьяна ДОЛГИХ и Кирилл СИДЯЕВ — показали класс, исполняя зажигательные танцы, которые на два десятка лет старше «Школьного».

Художник музея Валентина ПТАШНИК с помощью экспонатов из музейных фондов воссоздала в экспозиции образ эпохи безраздельного монополиста звукозаписи — грампластинки. Кружевные салфетки под громоздкими радиолами, сервант с зеркальным «нутром», крепдешиновое платьице и нейлоновая рубашка… Приметы времени, неразлучные с той домашней музыкой прошлого столетия.

Техника на грани фантастики

Директор Музея радио им. А. С.Попова Алексей ФЕДОТОВ, представляя выставку своего коллеги, подчеркнул, что главная её тема — развитие технологии сохранения звука в ХХ веке. Здесь зримо представлена не только хронология этой технологии, но и её совершенствование год от года. Граммофон сменился патефоном. Эту «машинку» со стальными иголками для звукоснимателя можно было легко носить с вечеринки на вечеринку. Под патефонную музыку веселились и… шли в бой. Фронтовики вспоминают, как, отправляясь в разведку, например, просили товарищей: «Поставьте пластинку — вдогонку…» Патефон сороковых годов так и назывался — армейским.

За этими пластинками стояли в очереди, а записи слушали на таком магнитофоне. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Длинный ряд самых разнообразных ламповых радиол и катушечных магнитофонов из коллекции Кошелева заставлял экскурсантов восклицать: «Ой, радиола — и у нас была такая же!», «С её помощью «Голос Америки» по ночам слушали…», «На этот магнитофон Окуджаву записывал…». Диктофон конца 60-х, первые «чёрные ящики» — самописцы в кабине пилота, первый стереопроигрыватель казались в дни появления на свет техникой на грани фантастики, Сегодня они могли бы стать разве что персонажами фантастической социальной антиутопии. Их тяжеловесность, размеры, устаревший дизайн вызывают у молодых недоумение: «И как с такой махиной жить и музыку слушать?» Но не было бы высокотехнологичных компактных гаджетов без тех махин.

Имеющий «Ухо» услышит…

По винтовой лестнице на самый музейный верх — к выставке — мы поднимались, сопровождаемые на всём пути пластинками. Изделия из винила Апрелевского завода, фирмы «Мелодия», за которыми выстаивали очереди, привозили из всех поездок меломаны конца прошлого века, молча — пока молча — украшали музейные стены.

Винтовая лестница, сверху напоминающая ухо, ведёт к «звуковой» экспозиции. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Это здание Краеведческого музея — тоже родом из прошлого столетия, произведение архитектурной фантазии конструктивистов. Лестничные изгибы поразительно соответствуют открывшемуся «Голосу». Вид сверху — гигантская ушная раковина. Словно сам ХХ век приставил сюда материализовавшееся фантастическим образом ухо, чтобы услышать свой сохранённый людьми звук.

Выставка «Голос». Видео: Антон БУЦЕНКО.



Новости по теме

Инвестиции в вечность Содержит Фото Так екатеринбургские музейщики называют дарения друзей в собрание экспонатов Екатерина ШАКШИНА, 19 января 2013
Что стало самым необычным подарком музею в 2012 году?
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook