27 ноября 2016, воскресенье, 03:39
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Ник и его рок-н-ролл

Старейший российский панк мечтает переехать в Екатеринбург Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 11 ноября 2016

Ник Рок-н-ролл (в миру Николай КУНЦЕВИЧ) — один из «старейших» панков нашей страны, музыкант, культуртрегер, артист. Его по праву можно назвать «гражданином мира». Родился в Оренбурге, творческую карьеру начал в Крыму, прославился во Владивостоке. Затем долгое время жил в Тюмени, где был одним из ключевых двигателей культурной и музыкальной жизни, возглавляя легендарный рок-центр «Белый кот». Сейчас живёт в Твери, выступает в Москве... С Екатеринбургом у артиста связи особые — именно здесь базируются музыканты группы «Трите души», с которой Ник Рок-н-ролл выступает уже 20 лет. Концерты в уральской столице для музыканта — своего рода экзамен, ведь с местной тусовкой он связан особенно тесно. Ник уверяет: выступая перед уральской публикой, всегда очень волнуется. А потому с радостью согласился на интервью, в котором рассказал о своих последних начинаниях — музыкальных, и не только!

Музыка в контексте истории

— Ты помнишь о том, что через два года у твоего псевдонима будет юбилей?

— Серьёзно?

— Да, я сосчитала. Ты же придумал себе псевдоним Рок-н-ролл в 1978 году. Через два года будет 40 лет.

— О, здорово, спасибо, что напомнила!

— Будешь праздновать?

— Дай бог дожить до этого! Сейчас вообще пошла полоса сплошных юбилеев... Что-то все в последнее время захотели быстро стареть, забывая о том, что возраст — это фигня полная! Для меня прошлое — это история. А если мы не знаем свою историю, особенно находясь в рок-волне, грош нам цена.

Ник РОК-Н-РОЛЛ — на сцене с середины 1980-х. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

— Ты завязал с преподаванием? Я помню ты читал лекции в университете...

— Как раз сейчас я снова планирую к этому вернуться. Буду читать цикл лекций «Рок-музыка в условиях современной России». Но сразу скажу, по формату это будет арт-лекция. Это как занимательная математика. Я не препарирую рок-музыку. Я рассуждаю с точки зрения оренбургского подростка, который когда-то, в 13 лет, загадал, что он будет участником ансамбля.

— Серьёзно? Ты загадывал, что будешь музыкантом?

— Конечно! Причём не специально. Прыгал со шваброй перед зеркалом. Воображал себя гитаристом. А зеркало — это портал, я тогда этого не знал. И я, наверное, послал запрос, который предопределил мою судьбу. И вот сейчас, готовя свои лекции, я стараюсь смотреть на музыку не с позиции учёного, а с позиции обычного человека.

— О чём твои лекции?

— О музыке в контексте исторических событий. Начиная с войны во Вьетнаме и до наших дней.

— Вьетнам? Ты связываешь войну с музыкой?

— Всё всегда взаимосвязано. У них был Вьетнам. У нас — Афганистан. Но какие разные пути! Благодаря Вьетнамской войне в Америке появились такие люди, как Джоан БАЭЗ, Пит СИГЕР, — знаменитые музыканты-антивоенники. А у нас что? Назовите мне, пожалуйста, хоть одну антивоенную песню. Только, пожалуйста, не говорите мне про песню Юрия ШЕВЧУКА «Не стреляй». Вот у нас была война в Афгане, и хоть бы одна группа как-то на это отреагировала! Единственное произведение на эту тему — стихи БРОДСКОГО о зимней кампании 1980-го. Но это стихи, не музыка.

— Ну подожди! А как же «Чайф»? Песня «С войны»? С какой войны возвращался главный герой?

— Хорошо. Но давай на минуточку сравним! Группа Deep purple в 1970 году написала такую вещь: «Милое дитя, во времени ты увидишь линию, прочерченную между плохим и хорошим, пули летят, собирая жатву, и если ты был плохим, а ты обязательно был им, то спрячься, нагни голову и жди, пока в тебя не попадёт рикошет!» Это 1970 год! Самый разгар войны во Вьетнаме! А тут солдат какой-то возвращался. Вспомним ещё группу «Кукрыниксы» — там тоже солдат куда-то вернулся... Это всё такие конъюнктурные по сути своей вещи. Никакой глубины в них нет. Конечно, есть «Голубые береты»…

— Но это уже другой жанр!

— Нет, это не жанр другой. Это состояние страны другое!

Экзамен на честность

— Ты достаточно успешно сотрудничаешь с Азатом МУХАМЕТОВЫМ (екатеринбургский музыкант, много лет игравший в группе «Чичерина». Прим. авт.) Как появился ваш проект AzZzA?

— С Азатом мы знакомы тысячу лет и периодически виделись в Москве. Однажды на какой-то тусовке я в запале сказал: «А давай-ка запишем вместе альбом». Он запомнил этот разговор и однажды пришёл ко мне на концерт. Давай, говорит, попробуем. И вот мы с ним два года писали «Чернильные песни для белых камней». Для нас обоих в чём-то это был новый опыт. Для Азата это был первый альбом, где он самостоятельно сводил все треки. В моей истории это был уникальный опыт создания текстов буквально с колёс. Все тексты были написаны прямо в студии автоматическим письмом. Всё происходило в реальном времени. Азат делал композицию, и я сразу писал текст. Мы оба, таким образом, учились работать.

— По стилистике проект AzZzA сильно отличается от того, что ты делал раньше. Это для тебя что, отдушина?

— Нет, наверное, это новая веха в иллюстрации моего творческого героя. Я говорю о Нике Рок-н-ролле. Он же ведь многогранен, как мир, в котором он живёт! Кстати, именно с Азатом я получил уникальный опыт концертных выступлений. Нам уже несколько раз приходилось играть в настоящей российской глубинке. Вот представь себе, однажды мы выступали в посёлке Берёзовский, это в нескольких часах езды от Москвы. Там был полон зал людей, которые вообще не знают, что такое рок!

— А что, селяне способны воспринимать такую музыку?

— Главное, что они пришли на концерт. Ты пойми, это же махровое захолустье! Туда никто не ездит. И вдруг — музыканты. А в таких населённых пунктах принцип такой: если ты на сцене, значит, ты артист. Пришло всё село, представляешь? И молодёжь, и бабки древние. Я опешил — полный зал! Типовой зал дворца культуры — и он полон! Вот тут я реально растерялся. Малкольм МАКЛАРЕН, который создал панк-группу Sex Pistols, в своё время сказал: «Рок-н-ролл надо играть там, где им и не пахло!» В нашем случае так и вышло. Вот, пожалуйста, тебе зритель, который вообще не знает, кто такой Ник Рок-н-ролл. И вот вы наедине. Вот это настоящий экзамен на честность.

— А с Юлей ЧИЧЕРИНОЙ ты поддерживаешь отношения?

— Да, мы с ней дружим. Я приезжаю к ней в гости в Княгинино. Мы ведь с ней в один день родились — 7 августа. Я считаю, что то, что делает Юля Чичерина, — это российская поп-музыка в чистом виде. Она очень хорошо выглядит музыкально. Да она и вообще очень хорошо выглядит. Да, это не рок в моём понимании. Но что плохого в поп-культуре? Я Smokie тоже очень люблю (смеётся).

— Раз уж мы заговорили о Чичериной, я не могу не спросить про «Смысловые галлюцинации»...

— Уж кого-кого, а Бубу и «Смысловые галлюцинации» я знаю практически с рождения. С БОБУНЦОМ я знаком с 1989 года. Я знаю про их финальный концерт и предполагаю, что это правда конец, что это никакие не понты, не кокетство. Я считаю, что Буба достаточно честный человек по отношению к самому себе. И, наверное, он, действительно, нашёл в себе силы сделать заключительный концерт. Потому, что то, что группа записывала в последнее время, — уж простите, не выдерживает никакой критики. Я говорю как потребитель.

— То есть ты считаешь, что они просто вовремя поставили точку?

— Именно. Гораздо бесчестнее поступают те люди, которые собирают миллионы исключительно со старым материалом.

— Ты на САМОЙЛОВА намекаешь?

— Я на КИНЧЕВА намекаю. Бориса ГРЕБЕНЩИКОВА я не трогаю, потому что он по определению вне критики. Я этого человека уважаю и люблю. Есть ещё, конечно, Rolling Stones. Но они, уж извините, недосягаемы.

Любимый город

— Ты полюбил Москву? Я помню, в своём прошлом интервью ты говорил, что ты в столицу никогда не переедешь...

— Всё не совсем так. Всё отлично! Я никогда не буду жить в Москве, потому что я слишком люблю этот город. Мне там интересно, потому что Москва волею судеб позволяет мне видеть и продолжать видеть тех людей, которых я знаю десятки лет. А вот что касается Екатеринбурга, у меня в последнее время появилось чувство любви к этому городу. Мне нравится местная движуха, атмосфера...

— Так, может, тебе переехать к нам?

— Я хочу! Если бы появился человек, который предложил мне реализовывать мои проекты в Екатеринбурге, я бы незамедлительно приехал. У меня с вашим городом связано много идей. Вот уже много лет я мечтаю провести именно здесь фестиваль женского рок-вокала. Я убеждён, что это именно екатеринбургская история, не московская. А вообще, меня очень радует, что город становится динамичным, что тут происходят интересные события. Здесь всегда был думающий зритель. Мне кажется, что именно в Екатеринбурге заварится какая-то каша, которая даст продолжение музыкальной истории нашей страны и откроет второе дыхание многим и многим исполнителям!



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook