29 декабря 2016, четверг, 05:52
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Битловский дедушка

Организатор первого в стране Битлз-фестиваля вспоминает шестидесятые Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 26 декабря 2016
Владимир ПРОКИН — ветеран битловского движения. Фото: Елена ЗАГОРОДНЯЯ.

Полвека назад в Советском Союзе состоялся первый Битлз-фестиваль. Не все знают, что историческое событие случилось буквально по соседству — в Каменске-Уральском. Группа местных энтузиастов решилась бросить вызов системе. Для главного идеолога фестиваля, музыканта группы «Месяцевики» Владимира ПРОКИНА музыкальная история обернулась четырьмя годами тюремного заключения. Однако ветеран уральской сцены, которому в будущем году исполнится 70, на судьбу не в обиде — напротив, считает события полувековой давности одними из самых значимых в своей жизни. Ровно через 50 лет «битловский дедушка» приехал в Екатеринбург, чтобы отпраздновать круглую дату в кругу молодых коллег по сцене. За кулисами юбилейного фестиваля «Для тех, кому The Beatles» Владимир Прокин ответил на вопросы «Вечёрки».

— Как в 1960-х у вас появилась идея битловского фестиваля?

— Идея витала в воздухе. Каменск-Уральский в то время был одним из немногих городов на Урале, где открыто звучала музыка The Beatles. Наша группа «Месяцевики» играла на танцах в местном доме культуры — народу собиралась тьма. Больше тысячи человек — в фойе было не протолкнуться, люди танцевали буквально вплотную друг к другу. На наши танцы люди приезжали из других городов. Постепенно к нам стали подходить другие ребята и девчонки — мол, у нас тоже появилась группа, мы тоже хотим так же здорово играть. Так и возникла идея показать эти команды в одной программе. Собралась прекрасная компания. Например, группа «Бит-Мен» — шикарнейший коллектив, на голову выше нас. Солистка Татьяна ВЕРШИНИНА пела не хуже Тины ТЁРНЕР. У Танечки было сценическое имя Тава. Тогда у нас у всех были такие рок-н-ролльные имена, никто не назывался просто Вовой или Машей. Например, солист нашей группы Валера МЕДВЕДЕВ был Джоном. А меня называли Джеймсон — потому что я болел большими коллективами, как Джеймс ЛАСТ.

— А ещё какие команды к вам присоединились?

— Группа «Ворон». А ещё команда со странным названием «Темра». А знаете, как расшифровывается? «Тень мрака». Тогда подобные сокращения были в моде. Иногда такие скрытые смыслы можно было обнаружить за невинным, на первый взгляд, словом. Вот например... (задумывается) Попробуйте расшифровать «Алиса».

— ?..

— Конечно, к лисе Алисе это название не имеет никакого отношения! На самом деле это — Александр Исаевич СОЛЖЕНИЦЫН. Видишь, как интересно?! Вот и «Тень мрака» — из этой серии. Умнейшие были пацаны, какой непростой образ зашифровали. Мы знаем, что такое тень солнца, тень света. А тень мрака — это что такое?

— Свет?

— Именно! Очень крутая группа была. И вот мы все вместе готовили специальную программу. Задумывалось следующим образом — сначала идут три вещи Битлов, как минимум. Потом пара вещей каких-нибудь других зарубежных рок-н-ролльных команд. И только потом можно было исполнить свои композиции. Никак иначе. Зарубежный рок-н-ролл — это школа. Именно по ней можно было судить о нашем собственном уровне.

— И что же, никто не препятствовал вашей задумке?

— Конечно, сначала нам пришлось получить официальное разрешение у комиссии. Сразу скажу, о битловском фестивале изначально даже речи не шло — никто бы нам его провести не разрешил. Изначально он назывался «Фестиваль зарубежной песни». Вот так, мягонько. А уже в пять часов того дня, когда всё происходило, мы поменяли афишу. Там уже значился «Рок-фестиваль». И название придумали оригинальное. Помнишь, раньше были вечера для тех, кому за 30? А у нас был вечер «Для тех, кому The Beatles».

— Вам пришлось заранее согласовывать программу с управлением культуры?

— Конечно, приходила комиссия, смотрела, слушала. Приходилось идти на определённые хитрости. Например, когда вышла Танечка Вершинина, все, конечно, оторопели. Она как запела в стилистике Тины Тёрнер — с качем, с расщеплением, с хрипотцой... Тут один из музыкальных педагогов, который сидел в комиссии, и спрашивает: «Что это с девочкой?» Я даже не нашёлся, что сказать. А Слава МЕДВЕДЕВСКИЙ, руководитель ансамбля, не растерялся, говорит: «Простыла»... «А к фестивалю-то выздоровеет?» — спрашивают в комиссии. Слава им: «Постараемся. Будем мёдом её лечить».

— Как же вам утвердили ваш репертуар, если вы его показывали заранее?

— Так ведь на всё были свои хитрости. Не случайно же мы пели The Beatles на русском языке. Первая песня была аж о ЛЕНИНЕ. «Счастье людей, мир народов в трудные года видел Ильич»... (напевает) Узнаёте? Это же «Мишель»! На танцах-то мы пели её в оригинале, но тут-то серьёзный фестиваль, строгое жюри, партком. Помню, когда исполнили её на фестивале, зрители обалдели — никто ничего не понял. Мы заканчиваем — в зале раздаётся один хлопок: из рядов управления культуры. Начинаем играть вторую, эта уже на стихи ПУШКИНА: «Сквозь волнистые туманы пробирается Луна...»... (напевает) Тут-то все наконец врубились. И комиссия врубилась. Как закричат: «Хватит, хватит!» В итоге комиссия встала и ушла. А мы продолжали. До победного конца. Нас было уже не остановить.

— В то время битловских записей было не достать. Как вам удавалось эти песни отыскать и выучить?

— Благодаря радио, конечно же! Каждую пятницу в 19.45 на Би-би-си звучала лучшая пятёрка песен недели. Мы заранее ставили магнитофон, настраивались на нужную волну, ждали, всё это записывали. Если мелодия нравилась, то мы её потом на слух подбирали. Ну, а наш солист Валера Медведев писал тексты — он ведь не случайно звался Джоном. Вовсе не потому, что он в нашем коллективе был как Джон ЛЕННОН. Он прекрасно знал английский, так что ему ничего не стоило расшифровать тексты с радио. Он же в нашей группе в основном по-английски и пел. Я-то не так хорошо знал язык, сильно коверкал — иногда нарочно, специально для публики, чтобы было смешнее и интереснее. Вот, например, у Битлз есть, песня Little child. (напевает) «Little child, little child, little child, won't you dance with me...» А мы переделывали: «В тихий час, в тихий час, в тихий час, а не за рулём, а иначе будем гнить мы с тобой в аду вдвоём». А заканчивается так: «Битый час, битый час, битый час жду тебя в раю, но ты не пришедши, я тебя не узнаю». В общем, русские тексты часто были не хуже, а то и покруче. И, конечно, мы старались, чтобы они были созвучны оригиналу, подходили по фонетике. Публика эти номера очень любила.

— Но вся эта история, как я знаю, закончилась довольно печально? После фестиваля вы получили тюремный срок.

— Да. Думаю, это было испытание для меня. Которое было мне необходимо. На самом деле у меня был определённый момент выбора, и я его сделал. Так случилось, что буквально за месяц до фестиваля меня забрали в армию. А подготовка была в разгаре. И тут всё ломается. Но что поделать, с приказом не поспоришь, и вот меня из Егоршино отправляют в Псковскую область, в десантные войска. И тут в мою историю вмешались высшие силы. Во время остановки в Свердловске мне неожиданно становится плохо. В срочном порядке меня отправляют в госпиталь — как оказалось, у меня был очень тяжёлый аппендицит. Меня успели прооперировать, всё обошлось, и выписали меня только 5 декабря. Я подхожу к начальнику госпиталя, мол, так и так, у меня фестиваль, отпустите, пожалуйста. Тогда после болезни военнослужащему полагалось две недели на восстановление — можно, говорю, я эти две недели дома проведу? Но начальник говорит — нет, к сожалению, не могу тебя отпустить, я ведь такой же военнослужащий. Приказ есть приказ. Единственное, говорит, что я могу для тебя сделать, — не дам тебе сопровождающего. А дальше делай, как знаешь. То есть господь мне сказал: «Твой выбор! Ты можешь поехать на фестиваль, но потом, естественно, тебя ждёт срок!» Я свой выбор сделал. Впоследствии меня осудили именно по этой статье — «Невозвращение из госпиталя».

— Сразу после фестиваля? Или удалось немного ещё на воле погулять?

— Успели погулять, и немало. Под Новый год несколько концертов дали. Я даже сессию в институте сдать успел. А 25 февраля, в день рождения Джорджа ХАРРИСОНА, меня забрали.

— А правда, что вы провели ещё один Битлз-фестиваль, уже находясь на зоне?

— Конечно, обозвать его фестивалем никак нельзя, потому что там была только одна-единственная группа, которую я создал уже на зоне. Но концерт был, это правда. Причём какой! По случаю 50-летия советской власти. И как раз я пел «Счастье людей, мир народам в трудные года...» Ещё мы одеты были примечательно. Там же, на зоне-то, ничего гражданского нельзя было надевать. А для нас сделали исключение — жилеточки, брюки, всё как полагается. В общем, получилось очень прилично.

— Как вам вообще разрешили группу на зоне создать?

— Ни о какой группе, конечно, официально речи не шло. Всё это называлось «художественная самодеятельность», которая в то время очень даже поощрялась. Ко всем государственным праздникам полагалось готовить концерты, чтобы хоть как-то радовать заключённых. Так что наша инициатива пришлась очень кстати.

— А инструменты вы где раздобыли?

— Электрогитар, конечно, никаких не было. Обычные, акустические — то, что нашлось на зоне.

— А ударные?

— Ударные были. Пионерский барабан! И даже тарелку какую-то нашли. А на следующую зону, куда меня позже перевели, мне уже привезли бас-гитару. Там мы вообще играли всерьёз. Я в общей сложности отбывал срок на трёх разных зонах, и на каждой у меня был свой ансамбль. На Зимнем — это третья моя зона была — я даже создал духовой оркестр, который играл во время выхода на работу гимны всех значимых зарубежных стран — Америки, Великобритании, Франции, Германии. И никто из администрации этого не понимал. А зона понимала. И все с удовольствием шли на работу.

— Сейчас у вас новая группа «Месяцевики» — в ней играют молодые ребята. Почему вы решили сделать ставку на молодёжь?

— Хотелось заново воскресить старую идею. Нашу-то, старую гвардию уже не собрать. Джона уже нет. Владимир РУССКИХ — он играл на саксофоне — сейчас живёт на Украине. Вот я и подумал, что это была бы хорошая идея — собрать молодых ребят, которым сейчас столько лет, сколько было мне, когда я сам начинал играть в ансамбле. И знаете, это главная фишка. Когда мы, старики прожжённые, всеми ветрами обдутые, выходим на сцену — конечно, мы можем и сыграть, и спеть всё, что угодно. Но совсем другое дело, когда молодёжь поёт. Мне очень хочется, чтобы молодые тоже влюбились в музыку The Beatles, как когда-то это сделал я.



Новости по теме

Дело Леннона живёт и побеждает Содержит Видео Содержит Фото Это доказал фестиваль «Для тех, кому The Beatles» Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 19 декабря 2016
Ровно полвека назад в уральской глубинке состоялось событие, всколыхнувшее весь Советский Союз.
Прозвучат нетленные песни The Beatles. Среди участников — группа The Travelling Orchestra.
Полвека с ливерпульской четвёркой Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 14 декабря 2016
Юбилей первого в Советском Союзе битловского рок-фестиваля отметят в Екатеринбурге.
«Жёлтая подводная лодка» причалила на Уралмаше Содержит Видео Содержит Фото В Екатеринбурге состоялся «The Beatles Фестиваль» Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 22 августа 2016
В планах — сделать этот формат привычной формой досуга: почему бы не вытащить горожан на окраину?
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook