19 октября 2017, четверг, 10:06
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Великий, но печальный период жизни оптимиста Бутусова

Мария ДЁМИНА, 25 июля 2017
Вячеслава БУТУСОВ: свердловский период. Фото: архив.

Мы встретились случайно, в аэропорту: один улетал, другая — встречала. Обменялись новостями и воспоминаниями. Из этой недавней встречи получилось интервью, хоть и с ноткой ностальгии, ведь весь свердловский период БУТУСОВА — это уже история…

— Вячеслав, почему Свердловск когда-то стал одной из столиц русского рока?

— Потому что здесь всегда всё происходило очень самоотверженно. Вся свердловская жизнь — яркий и вместе с тем печальный период моей жизни.

— Почему печальный?

— Потому что в то время было всякое…

— Без вашей встречи с поэтом Ильёй КОРМИЛЬЦЕВЫМ не было бы «Наутилуса», который мы знаем?

— Это факт очевидный. «Наутилус Помпилиус» был любительской студенческой группой. Нашим увлечением и развлечением. Появление Ильи внесло в то, чем мы занимались, новое качество. В 1986 году мы записали альбом «Разлука», в котором прозвучали песни на стихи Ильи — «Казанова», «Скованные одной цепью» и другие. И совершенно неожиданно этот альбом прогремел на всю страну.

Когда я познакомился с Ильей, он писал тексты для группы «Урфин Джюс» Александра ПАНТЫКИНА и был уже достаточно известным активистом рок-движения. Он проявил свою добрую волю по отношению к нам, новичкам, когда дал начинающему «Наутилусу» один текст на пробу — и получилась песня «Кто я?». Всем понравился результат. Илья начал приносить тексты пачками. Так случилось, что вдобавок ко всему мы с ним жили территориально недалеко друг от друга (Автовокзал — Большакова). Потом сблизились и сдружились.

— Поклонники были в восторге не только от того, как и о чём играет «Нау» (содержание ваших песен выражало мироощущение поколения), но и от вашего имиджа человека замкнутого, даже сурового, во многом загадочного…

— Мне приходилось отвечать на этот вопрос. Сейчас я не скажу ничего нового, кроме того, что уже говорил. Мой имидж отчасти был вынужденным. Я всегда был человеком нелёгким в общении, этаким самоедом, недовольным собой. Даже в период, когда к группе пришла шумная слава, мне казалось, что я делаю всё не то и не так. Плюс природная скованность. Вот вам и вся «загадка».

— Ваш «трудный характер» имеет отношение к распаду «Наутилуса»?

— Возможно, отчасти. Когда к нам пришла популярность, начались какие-то дрязги и разбирательства в коллективе, и я подумал, что, видимо, я не тот человек, который имеет право и дальше руководить группой. Тогда я сказал, что ухожу. Не распускаю группу, но ухожу сам. Это касалось только меня. У меня тогда и вообще был внутренний кризис.

А если смотреть глубже, то культовая группа развалилась по той же причине, что и вся культура: народ прильнул к идолу — и идол восстал; народ отхлынул — и идол упал. Мир полон саморазрушения. Мы были под воздействием всяческих сомнений, раздирающих нас изнутри. Кроме этого, наша «раковина» не справилась с внешним давлением.

Распад нас всех разъединил ненадолго. По крайней мере, с Ильей мы и потом регулярно встречались, хотя и занимались разными проектами.

— Какое место занимает сейчас рок в вашей жизни?

— Рок-музыка по-прежнему является моим любимым языком общения. Да и без музыки я уже не могу. Другое дело, что настоящее удовольствие мне доставляет работа в студии, а не публичные выступления. На сцену по-прежнему выхожу с содроганием. Хотя со времён свердловской юности много воды утекло, я изменился, в голове многое прояснилось… Я понял, что самое главное для человека — навести порядок в себе, внутри себя, тогда и в мире вокруг будет больше порядка.

— В русском роке своя философия?

— Да, она своеобразная и убедительная. В ней много естественного и гармоничного. Более того, философия эта в лучшем своем проявлении ещё и легка, иронична.

— Время рока прошло или ему суждено вернуться? Быть может, в каком-то новом качестве?

— Я думаю, пока есть интерес к этой музыке, имеет смысл не оставлять её без внимания. Мировое сообщество довольно оперативно меняет свою вкусовую планку. Важно найти нужный и полезный компонент в любом разделе искусства.

— О, так вас можно назвать оптимистом?

— Поскольку оптимизм является частью системы человеческого восприятия, то — да, я в определённой мере ещё и оптимист. Человек — сложный организм, в нём присутствует много различных сторон.



Новости по теме

Вячеслав БУТУСОВ подготовил программу к 35-летию группы Nautilus Pompilius.
Вячеслав Бутусов собрал новую группу Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 5 июля 2017
«Ю-Питер» прекратил свою деятельность в конце февраля.
Режиссёр Максим ЯКУБСОН.
Вверх по лестнице — под музыку Бутусова 1 ноября 2011
В первой декаде октября в Екатеринбурге прошёл XXII фестиваль неигрового кино «Россия». Среди работ оказался и фильм санкт-петербургского режиссёра-документалиста Максима ЯКУБСОНА «Зодчие города Солнца», посвящённый яркой и по-своему трагической судьбе русского архитектора-конструктивиста...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook