9 ноября 2016, среда, 03:03
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Верина вера

Отклики на публикацию «Сохранить музыку в себе» продолжают поступать в редакцию Лия ГИНЦЕЛЬ, 4 июля 2012

Вот ведь интересно: после первого, в связи с IV Международным конкурсом пианистов памяти Веры ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО упоминания в газете (от 26 июня 2012 года) имени Веры Августовны в редакцию позвонил профессор Уральского государственного лесотехнического университета Арон ШАЕВИЧ и поделился своими воспоминаниями об этой великой женщине. А едва мы успели рассказать читателям о его встречах с французско-русской пианисткой, проведшей в сталинских застенках 13 лет и, вопреки всякой логике, сохранившей себя в профессии (29 июня 2012 года), как новый звонок заставил нас обратиться к прошлому.

На этот раз в трубке прозвучал голос Леокадии РЯБИНИНОЙ, вдовы известного и любимого многими поколениями писателя Бориса РЯБИНИНА.

Леокадии Семёновне, судя по всему, страшно повезло. Студентками девчонки часто бегали в филармонию. Уж раз-то в неделю обязательно. Не отказывались и от входных билетов: что за труд в юности — постоять пару часов у стенки? Тем более если слух в этот момент услаждает чарующая душу музыка. В общем, так и попали однажды на дважды первый концерт. Почему дважды первый? Потому что, с одной стороны, это было первое такого масштаба выступление молодого Бориса ШТОКОЛОВА, а с другой — первое же (и, похоже, последнее) в Свердловске выступление Веры Лотар-Шевченко.

К слову, имя Веры Августовны в их узком кругу было хорошо знакомо. Подружка, тагильчанка Ира ГОЛОД, занималась с ней музыкой. Во многом, кажется, переняла манеру своей учительницы. По крайней мере, на студенческих смотрах художественной самодеятельности и мединститутских конкурсах, жюри обычно и привычно голосовало за юное дарование, добросовестно обученное мастером.

Но вернёмся к Вере Лотар-Шевченко. В памяти Леокадии Семёновны она осталась пожилой седоватой женщиной. В простом, отнюдь не концертном, платье. Со страшно изработанными руками. Как и предыдущий наш собеседник, Рябинина заметила, было видно — эти руки долгое время занимались тяжёлым, грязным физическим трудом. Зато играла пианистка с таким воодушевлением, так азартно, так эмоционально наполненно и, кстати, с таким оптимизмом, что потрясённый зал просто немел от восторга, заражаясь этой бурей пронёсшихся страстей. И опять речь зашла о ШОПЕНЕ, любимом, судя по всему, композиторе Веры Августовны. О шопеновском «Революционном этюде». Подобного исполнения, уверяет Леокадия Семёновна, в жизни ей ни до, ни после слышать не доводилось. Кто бы мог подумать, что человек с судьбой изломанной и трагичной может исполнять музыкальное произведение так торжественно-вдохновлённо, с таким потрясающим энтузиазмом, с такой верой в добрые чувства…

Всё это, конечно, с годами утихло, не то что забылось, но душу уже не бередило. А тут вдруг зазвучало — Вера Лотар-Шевченко, и прошлое словно ожило, вернулось. Между прочим, настоящая меломанка, Леокадия Рябинина говорит: ходила практически на все филармонические концерты. Но Вера Августовна больше на этой сцене не появлялась.

Кстати

Первое явление публике великого певца тоже не хочется оставлять без внимания. Вышел Борис Штоколов на сцену в скромном сером костюмчике. Кажется, даже слегка маловатом для его крупной фигуры. Ну а запел так, как пел долгие годы потом, когда был уже любим и обласкан.

На фото: такой была Вера ЛОТАР-ШЕВЧЕНКО.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook