28 марта 2018, среда, 01:28

Новобрачная была в розовом

Екатерина ШАКШИНА, 20 ноября 2015
Женский хор посёлка Ярки. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В Театре юного зрителя (ул. К. Либкнехта, 48) 18 ноября состоялась всероссийская премьера — первая постановка новой пьесы Ярославы ПУЛИНОВИЧ «Земля Эльзы».

Спектакль начинается с песни. Женский хор посёлка Ярки в составе Любы (Любовь ИВАНСКАЯ), Гали (Галина БЕЛОВА), Таички (Любовь ВОРОЖЦОВА) самозабвенно, с душевными интонациями и выражением на лицах исполняет лирическую «Четыре подруги и песня». «Хормейстер» Зинаида (Екатерина ДЕМСКАЯ) когда-то была первой «по красоте», теперь по волевому характеру. Интеллигентно строит своих хористок, что твой ефрейтор. А уж когда её гармонь взывает к патриотическим чувствам, то на солистку-аккомпаниатора смотреть жутковато: будто выскочил из телевизора пропагандист и яростно повёл «в бой» невеликий бабий коллектив.

Сбоку виновато притулилась тётка в галошах, с серой сумкой. Она опять опоздала. Хор, словно хор в античной трагедии, последовательно осуждает её и за опоздание, и за то, что не слегла от горя, схоронив мужа, и за мечту о туфлях на каблучке. Эльза (Марина ЕГОШИНА) выбивается из хорового строя высоким ростом — это сразу видно. Но вдруг, к изумлению распевающих о любви и родине ровесниц, выделилась так, что их уму непостижимо, — влюбилась, замуж собралась. Да ещё в розовом платье!..

«Оно — розовое! Бабушка, нельзя выходить замуж в розовом платье!» — настаивает Даша (Дарья РОТЕНБЕРГ), постеснявшись, впрочем, просветить не искушённую в любовных реалиях бабку. И это самое безобидное «нельзя!», самое гуманное сопротивление, которое встретит Эльза на своём коротком позднем пути любящей и любимой женщины. Только молодая продавщица Марина (Олеся ЗИНОВЬЕВА), «профессионально» хамоватая и мечтательная, как подросток, ей сочувствует и помогает. Но ведь она — не родственница, а так…

Историю 76-летней женщины, ставшей невестой и не ставшей женой, режиссёр Илья РОТЕНБЕРГ поставил в спектакле «Земля Эльзы» как «фантазии на провинциальные темы со стихами и игрой на гармони». Этот жанр-нежанр, вместивший и мелодраму, и драму, и комедию, своей неожиданной вольностью сродни героине пьесы, отвечает разнообразным темам её судьбы и даёт драматургии Ярославы Пулинович естественное театральное дыхание. С песней под гармошку, в тишине одиночества-освобождения, в плаче, в криках семейных ссор, в визге женской драки, в окончательной тишине.

В драке Эльза не участвует. Подрались на почве «квартирного вопроса» её дочь Оля (Дарья МИХАЙЛОВА) и невестка Эльзиного избранника Изабелла (Елена СТРАЖНИКОВА), Они в этом склочном вопросе единомышленницы, только каждая за себя. Изабелла выглядит в соответствии со своим пониманием городского дамского имиджа. С достоинством сообщает, что «головой-то всё понимает», но через минуту вцепляется в Ольгу, как злобная дворняжка. От чувств! Изо всех сил старается быть доброжелательным и спокойным её муж Виктор (Олег ГЕТЦЕ), женой подмятый и изрядно помятый. Обе стороны, как Монтекки и Капулетти, сражаются против брака престарелых романтиков и за недвижимость, которую те могут продать. Любящая дочь Оля пытается манипулировать матерью — вот угроза «отдать в дурку», затем доводы разума, вот мнимая истерика, доведённая до такого градуса, что Ольга действительно едва не лишается чувств. А в конце концов она просто ложится поперёк дороги жениху и невесте. Через мой, мол, труп! Скоро будет труп, но не её.

Василий Игнатьевич (Владимир НЕСТЕРОВ). Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Чувства родственников и поселковых жительниц оскорблены. Овдовевшая Эльза, натерпевшаяся от мужа и побоев, и ругани, повстречала Василия Игнатьевича, бывшего учителя географии, умного, славного, доброго. И влюбилась: «Он со мной разговаривает!» Василий в исполнении Владимира НЕСТЕРОВА всем душевным строем напоминает Марина Мирою из пьесы Михая СЕБАСТИАНА «Безымянная звезда». Румынский учитель астрономии грезил о звёздах, а этот в посёлке Ярки держит в руках глобус и рассказывает Эльзе о разных странах. Он хочет с ней прожить столько, сколько осталось. Любить, путешествовать, читать книги, посадить розы.

Марина Егошина играет свою Эльзу постоянно меняющейся. Её героиня то возвращается в свои пожилые годы, то поразительно молодеет. И дело не столько во внешних эффектных метаморфозах — галоши сменила на туфельки, серую хламиду на платье. Розовое! Эта Эльза в любви стремительно проживает детство, юность, молодость, которых у неё не было. Периоды жизни, которые у неё отняли, погубив отца и маму с «неправильной» фамилией Блюментрост. Муж звал Эльзу «фашисткой», бил. И ни разу, ни разу не поцеловал. Эльза Блюментрост (по-немецки — цветы на радость) расцветает рядом с Василием.

Сценография Анатолия ШУБИНА отражает не спетую женским хором, но неопровержимую для этих певуний истину: «От людей на деревне не спрятаться…» Да и как иначе, когда всё рядом, всё просматривается — поселковый магазинчик, репзал ДК, дома с огородами, между которыми проложены доски, чтоб не увязнуть в грязи, чтоб не уколоться о разбросанные стружки. Стружки от недавно выструганного гроба для мужа-насильника? От собственной жизни, которую так лихо, до разлетевшихся щепок, обтесали жестокие времена, и тот муж, и вот теперь снова — близкие люди. Эльза всё-таки надела розовое, как розы, платье. Посадила цветы, успела. Но розы опоздают, не расцветут.

До «Земли Эльзы» спектакли тюзовского проекта «Театр за бетонной стеной» шли на Большой сцене. Опускался противопожарный занавес (та самая бетонная стена), артисты и зрители были в общем сценическом пространстве. Сейчас новый спектакль проекта идёт на Малой сцене, без «стены». Но, мне кажется, его включённость в проект оправдана — здесь «за бетонной стеной» оказалась любовь героев. И здесь впервые говорят с тюзовским зрителем (16+) о любви тех, у кого, по мнению многих, любви быть не может.



Новости по теме

Илья РОТЕНБЕРГ в знакомом с детства театре — в качестве его главрежа.
ТЮЗ: в новый сезон с новым главрежем Наталья КИСЕЛЁВА, 20 августа 2015
С 2011 года ТЮЗ жил и работал без главрежа.
«Гвоздям» фестиваля — звёзды с гвоздём Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 1 июля 2015
Международный театральный фестиваль современной драматургии «Коляда-Plays» завершился.
НаИГРАлись и выИГРАли Содержит Фото Гран-при за спектакль на екатеринбургских улицах полетел в Нью-Йорк Екатерина ШАКШИНА, 2 июля 2014
Какой же праздник без цыган?! И на поляне откуда ни возьмись появился «табор».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook