27 мая 2018, воскресенье, 04:37

В ожидании «Пассажирки»

Екатерина ШАКШИНА, 2 февраля 2016
Художник по костюмам Вита ЦЫКУН представила облик героев оперы в эскизах. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

12 + Премьерой «Пассажирка» 15 сентября 2016 года Театр оперы и балета (пр. Ленина, 46а) откроет новый сезон. Это первая театральная постановка оперы в России. Работа над большим международным проектом уже в разгаре. 1 февраля мы впервые посмотрели, в каких декорациях будут происходить события спектакля, и даже увидели её героев.

Художник по костюмам Вита ЦЫКУН (США) представила нам персонажей «Пассажирки» на эскизах в одежде из разных времён их жизни. После войны Лиза, бывшая надсмотрщица в Освенциме, случайно встречает на пароходе Марту, заключённую лагеря смерти. Здесь, в мирной атмосфере трансатлантического лайнера, обе пассажирки одеты в элегантные платья середины 1950-х годов. Заключённые концлагеря, среди которых и Марта, и её возлюбленный скрипач Тадеуш, — в полосатых и серых робах разных оттенков. Как объяснила художник, людей в Освенцим прибывало из разных стран столько, что одинаковой униформы на всех не хватало, надевали и ту, что осталась от погибших. Эсэсовские мундиры из чёрной шерсти на Лизе, на офицерах, на охранниках сидят «с иголочки» уже на эскизах. Так было — форму тщательно подгоняли по фигуре эсэсовца, индивидуально. В отличие от мешковатой робы, намеренно обезличивающей человека… Так было.

Режиссёр Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР (Великобритания) и словацкий маэстро, ныне главный дирижёр екатеринбургского Театра оперы и балета Оливер ФОН ДОХНАНЬИ вновь встречаются в совместной работе над «Пассажиркой». Их первая постановка (тоже всероссийская премьера) — опера «Сатьяграха» — скоро представит наш театр на «Золотой Маске». Как и в «Сатьяграхе», постановщик Тадэуш Штрасбергер выступает в «Пассажирке» и в роли художника-сценографа.

Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР показывает макет «Пассажирки». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Представляя нам 1 февраля макет будущего спектакля, режиссёр рассказал и показал, как «вписал» в сценографию личные впечатления от посещения Освенцима, от встречи с автором повести «Пассажирка» польской писательницей Зофьей ПОСМЫШ, бывшей узницей Аушвица, как называли концлагерь по-немецки. Штрасбергер подчеркнул, что опера Моисея ВАЙНБЕРГА — это не классическая опера, как, к примеру, «Травиата» или «Дон Жуан». Это современное произведение композитора второй половины ХХ века. История, рассказанная им в музыке, не только индивидуальные биографии, воспоминания Лизы и Марты. Это общечеловеческая гуманистическая история. В концлагерь согнали людей из Польши, Греции, Франции, СССР, из самой Германии, Венгрии… На мирном пароходе плывут через океан люди из разных стран Европы. У них всех есть три пласта времени — война, мирное настоящее, будущее. Кто они, какими были и какими будут в эти времена… Лиза стала женой немецкого дипломата, который ничего не знает о её эсэсовском прошлом. Он должен стать послом в Бразилии, показать миру новую Германию, а тут неожиданная встреча Лизы с Мартой, и прошлое вторгается в будущее.

Три времени трансформируются в макете, одно выстраивается из другого. Роскошная каюта превращается в палубу, затем в пространство концлагеря с трубами печей-крематориев, в барак, где стены выкрашены точно так, как было в Освенциме. Текстура материалов — кирпич и дерево, архитектура места, вещи заключённых… И особый занавес, который открывает спектакль, нависает над мирными сценами, становится фоновой стеной концлагерных событий — здесь воспроизведена подлинная чёрно-белая фотография из Освенцима.

Маэстро Оливер ФОН ДОХНАНЬИ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Дирижёр Оливер фон Дохнаньи напомнил, что автор «Пассажирки» Моисей Вайнберг — протеже великого Дмитрия ШОСТАКОВИЧА. В своё время студенту Варшавской консерватории удалось бежать от оккупации в СССР, здесь он начал творческий путь. Дмитрий Дмитриевич Шостакович принял участие в судьбе талантливого композитора. Именно он и посоветовал Вайнбергу и либреттисту Александру МЕДВЕДЕВУ обратить внимание на новеллу Зофьи Посмыш, опубликованную в «Иностранной литературе». Опера была написана в 1968 году, Шостакович ею восхищался, но даже его усилия так и не привели к театральной постановке. Маэстро Дохнаньи считает, что нас ждёт встреча с очень интересной музыкой в исполнении наших артистов — приглашённых солистов не будет, только екатеринбургские.

Самой постановке тоже предстоят три жизненных цикла. Предпостановочный период уже начался. Московский куратор проекта, главный редактор газеты «Музыкальное обозрение» Андрей УСТИНОВ рассказал, что это проект возвращения музыки Моисея Вайнберга отечественной публике, и в апреле мы услышим в концерте Восьмую симфонию композитора «Цветы Польши». В мае, в преддверии Дня победы, прозвучит концертная программа произведений, близких тематике проекта, — Тринадцатая симфония Шостаковича и «Русский реквием» Александра ЧАЙКОВСКОГО. В сентябре — премьера «Пассажирки». А в феврале 2017 года этот спектакль екатеринбургского Театра оперы и балета примет на своей сцене Большой театр.



Новости по теме

Вячеслав САМОДУРОВ и Энтони МАКИЛУЭЙН.
Шекспира и Прокофьева ставят соотечественники Екатерина РУЖЬЕВА, 26 января 2016
Первой прокофьевской премьерой в екатеринбургском Театре оперы и балета станет «Ромео и Джульетта».
Исповедь Дедов Морозов Обратная сторона сказки Константин САННИКОВ, 13 января 2016
16 + В Центре современной драматургии представили читку небольших пьес в стиле вербатим.
Варвара (Наталья ЦЫГАНКОВА) и Пётр (Владислав ДАРИЧЕВ) выясняют отношения.
Простая история Содержит Фото Константин САННИКОВ, 25 декабря 2015
16 + Молодые актёры представили зрителям эскиз по пьесе Алексей ЛОГАЧЁВА «Заколдованная девица».
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook