5 июня 2018, вторник, 02:37

«Призрак» ТЮЗа и мхатовское волшебство

Новый сезон Театр юного зрителя открывает премьерой — «Кентервильское привидение» Екатерина ШАКШИНА, 14 сентября 2016
Сам Оскар УАЙЛЬД (Борис ЗЫРЯНОВ) выйдет на сцену в «Кентервильском привидении». Фото: Гоша САПОЖНИКОВ.

Призрак замка Кентервиль, как выяснилось, когда театр уже приступил к постановке, просто витает в воздухе. Несколько театров в России одновременно взялись за постановку этой истории, и западные кинематографисты работают над новой её экранизацией, и Свердловский театр драмы собирается выпустить «привидение» на сцену в конце года. Эти бродячие сюжеты возникают в театрах независимо от чужих планов, их востребованность вдруг ощущается спонтанно многими. Вот наш ТЮЗ (ул. К. Либкнехта, 48) «поехал» в Кентервиль по собственному велению и хотению.

На «английском чаепитии» (настоящем, не призрачном) 13 сентября в 13.00 главный режиссёр театра Илья РОТЕНБЕРГ рассказал, что однажды посмотрел спектакль, который играли дети в собственноручно созданном театре кукол. Играли так искренне, эмоционально, что «Кентервильское привидение» в их исполнении не воспринималось детской страшилкой, задело гораздо глубже… С этим ощущением иной глубины он и обратился к новелле Уайльда, заинтересовал своим замыслом главного художника ТЮЗа Анатолия ШУБИНА, который создал воздушную, «витражную», графичную сценографию, и художник по костюмам Ольга ГУСАК включилась в работу. Тогда ещё и пьесы не было, а играть текст Уайльда «напрямую» было невозможно. Но выручила театр молодой екатеринбургский драматург Светлана БАЖЕНОВА, написала пьесу, где сам Уайльд и его персонажи оказались в одном пространстве замка, сцены, времени…

Музыку к спектаклю тоже создали новую. Молодая рок-группа со смешным названием The Karovas Milkshake сначала познакомила нас со своим творчество за чаем. А потом мы услышали музыку на сцене, увидели привидение — сэра Саймона де Кентервиля (Олег ГЕТЦЕ), бряцающего оковами, и юную Вирджинию (Александру ПРОТАСОВУ), от души сострадающую призраку, который стал её другом, и Чёрного Ангела (Валентина СМИРНОВА) — ему и предстоит решить, оставаться ли сэру Саймону привидением или наконец спокойно уснуть вечным сном под миндальным деревом… И сам Оскар Уайльд предстал здесь не призраком — живым ироничным денди с зелёной гвоздикой в петлице. Актёр Борис ЗЫРЯНОВ портретно похож на знаменитого писателя так, что диву даёшься. В показанном нам фрагменте последний вопрос Вирджинии, поклонницы рок-музыки, к Чёрному Ангелу — совершенно из сегодняшнего времени: «Это ваше лицо на обложке альбома The Black Angels?..»

Чаепитие продолжилось презентацией инклюзивного театрального проекта ТЮЗа под названием #ЗА живое. Куратор от театра Елена ВОЗМИЩЕВА рассказала о его двух программах — мероприятиях, информирующих горожан о проблеме аутизма, и работе с детьми, молодыми людьми, для которых эта проблема — личная судьба. Итогом проекта станет постановка, в которой примут участие профессионалы театра и люди с особыми возможностями. Премьеру планируют показать в сентябре 2017 года — на Всероссийском фестивале «Реальный театр», к которому ТЮЗ начинает готовиться уже в этом сезоне.

Марфа БУБНОВА (МХАТ), Светлана УЧАЙКИНА (ТЮЗ) и начальник управления культуры Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ. Фото: Гоша САПОЖНИКОВ.

Директор театра Светлана УЧАЙКИНА представила главные события 87-го сезона. Это визит представителей австрийского театрального искусства (с 22 по 25 сентября), которые хотят познакомиться с творчеством Екатеринбургского ТЮЗа. Это октябрьские гастроли на тюзовской сцене Севастопольского академического русского театра драмы под руководством Григория ЛИФАНОВА. Режиссёра хорошо знают по постановкам в Екатеринбурге, так, в ТЮЗе идёт с успехом его спектакль «Шли девчонки по войне». Не за горами новогодняя театральная кампания — интермедии для разных возрастов юных зрителей сочинили в ТЮЗе. А летняя премьера расскажет о приключениях Незнайки, пьесу написала опять-таки Светлана Баженова, поставит спектакль Олег ГЕТЦЕ.

Начальник управления культуры администрации города Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ, присоединившаяся к «английскому чаепитию», отметила смелость, творческий подход и успешность ТЮЗа в поисках новой лексики театрального языка для разговора с такой сложной категорией юных зрителей, как подростки. И о важности социальной работы ТЮЗа тоже было сказано: летом 2016 года здесь впервые прошла Театральная мастерская ArtStart для этих подросших зрителей. Кстати, фотография одной из участниц сейчас на афише премьеры «Кентервильское привидение» — разумеется, «театрализованная».

Главреж ТЮЗа Илья РОТЕНБЕРГ и главный художник театра Анатолий ШУБИН. Фото: Гоша САПОЖНИКОВ.

Летом будущего года ArtStart снова откроет свою лабораторию. А вот новая выставка в ТЮЗе — представительстве музея Московского художественного академического театра — уже открыта. Экспонаты для неё привезла директор музея МХАТа Марфа БУБНОВА и провела первую экскурсию. Экспозиция «Время волшебников прошло…» рассказывает о судьбе на сцене МХАТа сказки Юрия ОЛЕШИ «Три толстяка». Рядом с фотографиями режиссёров и артистов постановок 1930-х и 1960-х годов уникальные оригиналы эскизов к спектаклям художников Бориса ЭРДМАНА и Льва БАТУРИНА…

А время волшебников наш ТЮЗ всё-таки продолжит и утвердит. Весенней премьерой «Золушки» по сказке Евгения ШВАРЦА — к Международному дню театра и своему 87-му дню рождения.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook