6 ноября 2017, понедельник, 23:36
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Пассажиры острова в океане

Екатерина ШАКШИНА, 15 сентября 2016
Лиза (Надежда РЫЖЕНКОВА) и Вальтер (Дмитрий РОЗВИЗЕВ) начинают «безмятежное» плавание. Фото: Елена ЛЕХОВА

«Если заглохнет эхо их голосов, то мы погибнем…» Слова Поля ЭЛЮАРА, французского поэта, участника Сопротивления в годы Второй мировой войны, — эпиграф к опере Моисея ВАЙНБЕРГА «Пассажирка». Они звучат голосами и музыкой в её первой российской театральной постановке. 15 сентября екатеринбургский Театр оперы и балета (пр. Ленина,46а) открывает «Пассажиркой» свой 105-й сезон. Это послание нам прозвучит ещё три вечера подряд в спектаклях, возвращающих из забвения оперу, созданную по повести Зофьи ПОСМЫШ, бывшей узницы Освенцима.

Первых зрителей пригласили на генеральную репетицию 14 сентября. В опере несколько составов исполнителей, на той «пилотной» премьере партии главных персонажей исполнили Надежда РЫЖЕНКОВА (Лиза), Дмитрий РОЗВИЗЕВ (Вальтер), Ольга ПЕШКОВА (Марта). Естественно, неизменна постановочная группа: дирижёр Оливер фон ДОХНАНЬИ, режиссёр-постановщик и сценограф Тадэуш ШТРАСБЕРГЕР, художник по костюмам Вита ЦЫКУН, хормейстер Анжелика ГРОЗИНА и балетмейстер Надежда МАЛЫГИНА.

Музыка наступает громом орудий, разражается громом небесным. В ней тяжёлая поступь войны. В ней и скорбный стон, и бессильный плач, и мирные танцевальные мелодии, и гордый мотив свободы, и голос надежды. Хор поёт: «В ворота Освенцима можно только войти». Хана, Бронка, Катя, Иветта, Кристина, Власта… Под свет охранных вышек, к чёрной стене их загнали люди, «по праву высшей расы» отправлять иных в ад. Среди палачей та самая Лиза, среди жертв та самая Марта. Через двадцать лет обе оказались однажды пассажирками роскошного лайнера — своеобразного острова в океане жизни. И, как в мировом океане приливы и отливы, здесь тоже накатывают и отступают, и снова бушуют волны памяти.

Барак в Освенциме (сценография Тадэуша ШТРАСБЕРГЕРА). Фото: Елена ЛЕХОВА.

Лиза — в концлагере собственного смертельного страха за то, что держала под страхом смерти таких, как Марта. Убивала человеческое достоинство. Собственное прошлое без покаяния настигает её в минуту комфортабельного счастья. Она вынуждена рассказать о страхе мужу Вальтеру, а тот более всего страшится потери карьеры. Память Лизы и сейчас реконструирует события оправдательно: как страшно ей было в лагере среди ненавидящих взглядов. «Я рассказала всё!» Но хор поёт: «Всё расскажут другие». И прошлое становится явью в стенах барака, у чёрной расстрельной стены. «Свобода!..», «Жить!..», «Любить!..», «Здесь снова убили бога…» Вместо весёленького вальса для коменданта лагеря, скрипач играет Чакону БАХА. Музыка Баха — разговор человека с богом. Скрипка растерзана вместе с человеком.

Остров плывёт по мировому океану жизни. Две пассажирки сидят напротив друг друга. Память смотрит в глаза беспамятству. И не скажешь капитану: «Остановите, я сойду!» Опера «Пассажирка» в нашем театре — не только театральная постановка, но гражданский поступок всех участников этого гуманистического международного проекта.



Новости по теме

Так Освенцим будет выглядеть на сцене.
Свидетелям событий «Пассажирки» Служба репортёров, 6 сентября 2016
Бывшие узники концлагерей смогут бесплатно побывать на премьере.
Оливер фон ДОХНАНЬИ репетирует «Пассажирку» с оркестром.
Репетиция в яме и за иллюминаторами Содержит Видео Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 25 августа 2016
Первая открытая репетиция оперы «Пассажирка» состоялась в Театре оперы и балета.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook