10 февраля 2017, пятница, 19:05
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Магия балетного проОбраза

Екатерина ШАКШИНА, Вчера
Балет в музее — «Лебедь» СЕН-САНСА в исполнении Надежды ИВАНОВОЙ. Фото: Борис ЯРКОВ.

Фотовернисаж Полины СТАДНИК «Архетип балета» в Краеведческом музее (ул. Малышева, 46) 7 февраля балетом и открылся. В том самом зале музейного здания «Дом Поклевских-Козелл», где Городская дума Екатеринбурга приняла решение о строительстве будущего Театра оперы и балета, на паркет, как на водную гладь, выплыл Лебедь. И все замерли. Под музыку СЕН-САНСА прекрасное создание трепетало крыльями, пытаясь взлететь, склоняло гордую шею, изгибалось аркой в попытке ускользнуть от неизбежного… Смирясь с невозможностью полёта, укрывшись сложенными крыльями, Лебедь приник к «земле» импровизированной сцены.

С этой хореографической миниатюрой более века связаны имена великих балерин, начиная с Анны ПАВЛОВОЙ. «Лебедь» (или «Умирающий лебедь») для многих стал символом классического балета. Это неотъемлемая составляющая архетипа балета, первообраза и образца этого искусства. Солистка Театра оперы и балета Надежда ИВАНОВА специально подготовила «лебединый» номер к фотовернисажу. Её выход в образе проОбраза стал увертюрой к «Архетипу балета» — хореографическому фотоспекталю, поставленному Полиной Стадник.

 «Балетные» фотографии Полины Стадник знакомы читателям «Вечернего Екатеринбурга». Не раз они выразительно иллюстрировали репортажи с театральных премьер на газетных страницах. «Страницы» творчества, которые арт-фотограф представила на выставке «Архетип балета», отличаются от оперативной съёмки так же, как карандашный набросок от завершённого живописного полотна.

Ассоциация с живописью возникает сразу при входе на выставку. Как не вспомнить голубых танцовщиц Эдгара ДЕГА, попадая в небесно-туманный колорит первого акта «Архетипа балета». Но это лишь с первого, поверхностного взгляда. А затем перед нами открывается иная, чем у французского «живописца танцовщиц», сторона искусства балета. Полина Стадник, работая в театре как фотограф, отлично знает и закулисье этого мира, и тяжесть труда тех, кто в свете рампы способен летать «как пух от уст Эола». В своём фотобалете она вывела на сцену образы-образцы, которые вошли в память зрителя знаками классического искусства танца. И эти образы, в свою очередь, создают образ самого Балета — магически прекрасного, совершенного движения.

Не стоит угадывать, кто конкретно из балерин запечатлён во время балетных «сеансов магии». Лица как будто размыты в театральной дымке, растворены в волнах света, исчезли из облика в мгновение виртуозного танца. Но очевидна та бессмертная красота, которой балет живёт. В письменном вступительном слове, опубликованном на выставке, как программка к спектаклю, Полина объясняет:

«Человек воспринимает балет, ориентируясь на свои ощущения и образы, детские воспоминания о первом соприкосновении с классическими постановками («Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка»). В этих воспоминаниях стёрты детали — имена персонажей, лица танцовщиков, грим, декорации, но отчётливо запечатлён образ балерины, облачённой в белое облако воздушной пачки, чередование реальных и фантастических картин, таинственный и призрачный танец. Вероятно, похожее представление о балете записано и в сознании человека, никогда не бывавшего в театре».

Фотовыставка, как настоящий спектакль, состоит из трёх актов, где исполнить «партию архетипа» балету и автору помогают различные техники создания фотокартин: «Мультиэкспозиция», «Цианотипия», «Фотограмма».

Второй акт фотобалета — «Цианотипия». Фото: Борис ЯРКОВ.

Что это такое, описано в «программке». Интересующийся технической стороной творчества художника — заинтересуется. А меня как зрителя «архетип» обворожил цветом и светом. Мерцающей «берлинской лазурью», чёрно-белой «акварелью», небесной графикой, волнами и облаками белых пачек, грацией адажио, па-де-де, групповых антре… Не из конкретного балета, хотя в подавляющем большинстве в фотоспектакле танцуют лебеди и виллисы, а из образа проОбраза. Без которого прекрасное обречено, как Лебедь Сен-Санса.

Театр оперы и балета — партнёр этого музейного проекта. Пять лет назад здесь же, в выставочном центре «Дом Поклевских-Козелл», проходила театральная выставка «Сто сезонов чудес» к 100-летию нашего оперного. В октябре 2017-го театру предстоит отметить 105-летие, и, словно совершив балетный тур по кругу, он снова в музее. Балерины из фотоспектакля Полины Стадник не вышли на поклон, но — «занавес поднят», и аплодисментами благодарили автора.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook