23 февраля 2018, пятница, 08:24

Сёстры по романтике — Жизель и Наяда

Служба репортёров, 5 апреля 2017
Татьяна НОГИНОВА представляет эскизы костюмов для «Наяды». Фото: Ольга КЕРЕЛЮК.

Екатеринбургский театр оперы и балета (пр. Ленина, 46а) представит 7 апреля премьеру — балет Адольфа АДАНА «Жизель». А ровно через три месяца, 7 июля, на сцену выйдет ещё одна романтическая премьера — «Наяда» в программе вечера российской хореографии, она и закроет 105-й балетный сезон театра. Но обо всём по порядку.

Новый спектакль нашего театра «Жизель» воссоздан в классической хореографии. 175 лет назад этот балет впервые был поставлен в Париже Жаном КОРАЛЛИ и Жюлем ПЕРРО. Однако, несмотря на успех, ушёл со сцены вместе с эпохой романтизма. К концу XIX века единственным хранителем «Жизели» остался петербургский балет, для которого спектакль возобновил Мариус ПЕТИПА. Художественным ориентиром новой екатеринбургской постановки и выбран спектакль Мариинского театра. Балетмейстерами «Жизели» стали петербуржцы Наталья БОЛЬШАКОВА и Вадим ГУЛЯЕВ, в прошлом легендарные солисты Кировского (Мариинского) театра. Балерина Лариса ЛЮШИНА — исполнительница партии Жизели — не только на сцене, но и на афише премьеры.

Два акта романтического балета «Жизель» — день и ночь, телесное и бесплотное, многокрасочный крестьянский праздник и хороводы призраков в белых подвенечных платьях. Худрук балета Екатеринбургского театра опера и балета Вячеслав САМОДУРОВ, представляя работу коллег — петербургских мастеров хореографии, говорит:

— Классическая петербургская постановка «Жизели» — это безусловный шедевр и с точки зрения хореографии, и по тому, с какой ювелирной точностью поставлены пантомимные сцены. При этом мы хотим избавить балет от академических штампов, вдохнуть энергию, добавить живых эмоций — чтобы старинный спектакль выглядел правдиво и беспокоил сегодняшних зрителей…

Над оформлением «Жизели» также работали петербуржцы: сценограф Андрей ВОЙТЕНКО и художник по костюмам Татьяна НОГИНОВА. Творчество этих художников зрители уже могли оценить по обновлённому «Лебединому озеру», снова вошедшему в репертуар театра в 2015 году. Теперь не только новая «Жизель» войдёт в их «послужной» екатеринбургский список, в скором времени в него добавится «Наяда». 4 апреля Андрей Войтенко и Татьяна Ногинова впервые представили руководству театра, балетной труппе и журналистам макет и костюмы этой тоже романтической истории.

Среди трёх новинок предстоящего в конце сезона вечера российской хореографии — реконструкция старинного балета «Наяда и рыбак». Недаром «Наяду» называют младшей сестрой «Жизели». Оба балета пронизаны романтикой, и даже их сценические судьбы схожи. Балет по повести Фридриха ДЕ ЛА МОТТ ФУКЕ «Ундина» создал композитор Цезарь ПУНИ, итальянец по происхождению, с 1851 года занявший должность «сочинителя балетной музыки» при петербургских императорских театрах. Впервые балет был поставлен Жюлем ПЕРРО в Лондоне, а затем перенесён в Петербург. Там в 1892 году его возобновил всё тот же Мариус ПЕТИПА, а в 1903-м вернул на сцену Александр ШИРЯЕВ, полностью заменив хореографический текст. Версию Ширяева и представит в Екатеринбурге балетмейстер Юрий БУРЛАКА — всемирно признанный знаток музыки и хореографии русского балетного театра XIX столетия. «Наяда и рыбак. Сюита» — это будут избранные фрагменты балета на музыку Цезаря Пуни. Как и в «Жизели», в «Наяде» — столкновение реального и фантастического: морская дева влюбляется в рыбака Маттео, у которого уже есть невеста. Мы увидим в сюите три большие сцены из балета: появление Наяды и её дуэт с Маттео, деревенский праздник, танец Наяды со своею тенью. В макете и костюмах Андрея Войтенко и Татьяны Ногиновой искусно переплетены эти взаимосвязи и метаморфозы волшебства и реальности.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook