24 октября 2017, вторник, 07:19
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Немного смерти и много любви

Итальянский хореограф поставил на Урале собственную версию «Макбета» Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 28 апреля 2017
Шекспировский сюжет — лишь основа для танцевальной истории. Фото: Дарья ПОПОВА.

Существует распространённое мнение, что в мире есть всего 7 классических сюжетов, которые способны вместить любые жизненные коллизии. Незабвенный БОРХЕС в своё время сузил их число до четырёх. Итальянский режиссёр и хореограф Вальтер МАТТЕИНИ пошёл ещё дальше — он убеждён, что существует лишь один-единственный, главный сюжет, способный вобрать в себя всё многообразие жизненных историй. Любовь — вот мерило правды и неправды, добра и зла, минувшего, настоящего и грядущего. И даже классику, изученную добуквенно, Маттеини не боится переписывать с чистого листа — с новой, одному ему ведомой интонацией. 26 апреля на малой сцене ТЮЗа состоялась премьера спектакля «Макбет: история любви», созданного в сотрудничестве с труппой екатеринбургского театра современной хореографии «Провинциальные танцы». Чтобы почувствовать нерв истории, знать наизусть ШЕКСПИРА необязательно. Достаточно знать, не понаслышке, что такое сильные чувства.

Изначальный сюжет шекспировской трагедии и правда служит лишь источником вдохновения, не более. Достаточно сказать, что разворачиваемая перед зрителем история начинается в тот момент, когда и сам Макбет, и его супруга, уже мертвы. Всё в прошлом  — и муки непростого выбора, и свершённое преступление, и бесславный конец, который, как трактует Маттеини, вовсе не конец, а только начало. Истинная любовь, нарушая все законы физики, продолжает властвовать душами, заставляя их снова и снова переживать каждый миг свершившейся трагедии. Однако историю нельзя повернуть вспять, ошибки нельзя исправить. Но и поставить точку, перевернуть страницу, покоиться с миром в забвении — главные герои не способны. Звеня натянутой струной, любовь вновь воскрешает их души.

Уральский «Макбет» — лишь одна составная часть хореографической трилогии, задуманной Маттеини. В мае родится «Гамлет» — его итальянец ставит вместе со своей родной труппой ImPerfect Dancers Company. В ноябре состоится премьера «Отелло» — этот спектакль станет совместным продуктом трёх стран: Израиля, Италии и США.

К творчеству британского гения Маттеини обращается не случайно.

— Шекспир — великий писатель, он меня вдохновляет и восхищает, — говорит хореограф. —  Поднимаемые в его пьесах темы и взаимоотношения героев — вечные. И для каждой истории можно найти множество интерпретаций.

Маттеини подчёркивает, что осознанно ушёл от классической трактовки шекспировского сюжета: 

—  Я не чувствую творческой необходимости создавать ещё одну версию «Макбета». Если вы хотите посмотреть ещё одну классическую пьесу — это легко сделать в драматическом театре.

Фото: Дарья ПОПОВА.

Стоит отметить, что при всей необычности подхода балет, представленный уральскому зрителю, отнюдь не лежит в плоскости оголтелого сценического эксперимента. Здесь нет ни цирковой эквилибристики, ни экзотических инсталляций, ни шокирующего саундтрека. В спектакле звучит музыка Эцио БОССО, Макса РИХТЕРА и Антонио ВИВАЛЬДИ, и, как подчёркивает режиссёр, мелодическая линия сама выступает в качестве действующего лица — щемящая, пронзительная, тревожная, невероятно прекрасная и вместе с тем бесконечно грустная.

Декорации минималистичны и красноречивы. Пространство авансцены занавешено туго натянутыми струнами — образ настолько гениален в своей простоте, что кажется совершенно естественным. Практически отсутствует и грим — за исключением бутафорских пятен крови на костюмах главных героев. Но это лишь метка — знак пережитой трагедии. Всё остальное рассказано языком пластики — нежность, страсть, любовь, ненависть, ревность, раскаяние — и так по кругу. Сцена, кажется, вибрирует от соприкосновения тел — так, что ты поневоле чувствуешь себя то ли соучастником преступления, то ли очевидцем интимной сцены.

История насыщена персонажами, однако расставить акценты в персоналиях не так-то просто — разве что три ведьмы-искусительницы узнаваемы без дальнейших пояснений. Все прочие герои — то ли призраки, то ли воспоминания, то ли реальные люди — настолько пластичны, что их образы перетекают один в другой. С кем встречается леди Макбет в финале трагической истории? Уж не с самой ли собой, отмывающей руки от невидимых пятен крови?..

Фото: Дарья ПОПОВА.

Маттеини надеется, что рассказанная им история побудит зрителя заново перечитать «Макбета» — и открыть его с новой стороны. Или прочитать впервые — и здесь итальянец справляется со своей задачей как никто другой. Упрощённая (или усложнённая?) до формата любовной драмы, шекспировская трагедия выглядит понятной и современной, находясь вне времени, вне исторического контекста. «В нашей истории нет эпохи — она может происходить как в прошлом, так и в наши дни, и даже в будущем, — говорит режиссёр. — Нет времени. Есть любовь, которая всегда остаётся любовью. Как и ненависть, которая останется ненавистью всегда».



Новости по теме

Рождение «Имаго-ловушки» Содержит Фото Премьерный спектакль театра «Провинциальные танцы» обрёл своё имя Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 21 декабря 2016
Современный танец может пугать, настораживать, заставлять морщиться или недоумевать.
Анна (Елена ЧУРСИНА) и Вронский (Иван АЗАНОВ).
«Каренину» обменяли на «провинциалов» Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 28 октября 2016
В рамках проекта культурного обмена между регионами страны.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook