14 декабря 2017, четверг, 18:05

Оратория на нескольких языках

Екатерина ШАКШИНА, 11 сентября 2017
Репетиция оркестра. Фото: Алексей ПАТЕНТНЫЙ.

Премьера оратории «Огни Урала» состоится в день открытия 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства 14 сентября. У этой оратории есть ещё и уточняющий жанр: site-specific-оратория. То есть спектакль особого места действия, конкретного места, которое становится участником постановки. Сценой здесь будет и сама сцена, и весь большой зал, включая балконы, освобождённый от зрительских кресел, и фойе, где представят фотоинсталляции как эпиграф необычного спектакля на общую тему биеннале «Новая грамотность». Это новая театральная грамотность, которую Уральская индустриальная осваивает на своей перформанс-платформе. Показы будут регулярно проходить в течение двух биеннальных месяцев в одном том же месте — в Центре культуры и искусства «Верх-Исетский» (пл. Субботников, 1).

Бывший Дворец металлургов ВИЗа, возведённый в 1957 году, — здание могучее, своеобразное, подавляющее масштабом и обилием советских символов, внедрённых в неоклассический декор — в капители колонн при входе, в лепнину… Он открыт в начале «оттепели», но строился тогда, когда вампирический стиль «сталинского ампира» ещё не канул в небытие. Дворец сам по себе site-specific и «играет» на замысел постановщиков, как опытный актёр.

На одной из репетиций в преддверии премьеры двери зала для нас открыли, и мы увидели фрагмент первой части двухактной оратории. Пол зала затянут чёрной блестящей плёнкой, на нём глыбы руды, металлические рупоры, которые надевают прямо на голову персонажам — чтобы лучше слышали, чтобы вернее были загипнотизированы речами Трибуна, и какие-то промышленные трубы, монтирующиеся с рупорами, уходящие вверх к балкону. Герои постановки — строители, рабочие индустриальных гигантов Урала (тех самых, что сияют «огнями» в названии и в реальности), или иначе — просто люди, которым внушили идею «построения светлого будущего». Они идут строем, сливаются «в массы», выезжают на погрузочных тележках, как возят плиты, бетон, — как расходный строительный материал. «Встать! Стать сталью!» — орёт-провозглашает Трибун, и человеческие тела обретают резкие очертания стальных арматур.

Режиссёр «Огней Урала» Андрей СМИРНОВ. Фото: Алексей ПАТЕНТНЫЙ.

Куратор проекта Ольга КОМЛЕВА рассказала, что основой либретто новой оратории стало сочинение 1932 года журналиста Николая ХАРИТОНОВА, поставленное к 15-летию Октябрьской революции в Свердловском оперном театре. Его нашли в архивах, так же, как и сведения о судьбе автора, — замредактора «Уральского рабочего» Харитонов расстрелян в 1939-м. Он попал в «сети», раскинутые делом репрессированного в 1937-м году первого секретаря обкома Ивана КАБАКОВА, в которые попали и те «враги народа», кто работал в партийной печати. Ещё одна жизнь стала расходным материалом, брошена в топку индустриальных «огней Урала».

Харитоновское произведение переосмыслено в новом либретто для оратории в год 100-летия революций. Екатеринбургский драматург Ирина ВАСЬКОВСКАЯ воссоздала его «нерв» в новом тексте на языке «новой грамотности». Появились не только новые смыслы, но и новые слова, сконструированные из индустриальных терминов. В этой оратории действительно несколько языков. Это новояз с вкраплением латинских выражений, который мы слышим в исполнении солистов и хора. Пластический язык в постановке хореографа Татьяны БАГАНОВОЙ делают зримым артисты театра «Провинциальные танцы». Язык музыки, звучащий оркестром под управлением Антона ЛЕДОВСКОГО, дирижёра Театра музыкальной комедии, лауреата премии «Браво!»-2017. Музыкальный ряд оратории создан двумя композиторами (небывалый случай!) — нашим земляком Дмитрием РЕМЕЗОВЫМ и швейцарцем Карло ЧИЧЕРИ. Оркестр, осваивающий новую грамотность этой современной музыки, передающей агрессивность идеи, сопротивление ей и конечное непротивление идейному гипнозу, яростный напор расчеловечивания человека — уникален по составу. Здесь помимо привычной для симфонического оркестра струнной группы свои голоса подают четыре саксофона, гобой, кларнет и особенная ударная установка вдобавок к обычной — листы разного металла, разной фактуры, издающие «железные» звуки.

Режиссёр спектакля Андрей СМИРНОВ (Москва) объяснил, что история, которую расскажут на разных театральных «языках», — не реконструкция времени индустриализации, а вневременная, возможная во все эпохи возвращающаяся история тоталитаризма, вырастающая даже там, где, казалось бы, эти «зёрна» уже не могут снова взойти. И всё же сколько бы ни ковали из людей стальных клонов, невозможно в них навсегда уничтожить первозданное, человеческое. «Свет электрический и свет вечный» — так определяет режиссёр сквозной образ «Огней Урала».

Премьера ещё только предстоит, но нам уже интересно её будущее. 12 ноября завершится 4-я биеннале, что же будет дальше с «Огнями Урала»? Ольга Комлева предполагает, что «Огни Урала» будут «гореть», жить, звучать. Так, например, их предшественница — премьера перформанс-платформы 3-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства «Поэзия рабочего удара» была потом не раз показана у нас, в Москве, в Казани. И сейчас в Екатеринбурге этот спектакль стал участником параллельной программы XIV Всероссийского фестиваля «Реальный театр» — вновь вышел на сцену. 



Новости по теме

Сцена из спектакля, открывающего 28-й сезон, — «Макбет».
«Провинциалы» будут в «Огнях…» Содержит Фото Ксения ПОЛЬ., 5 сентября 2017
Муниципальный театр «Провинциальные танцы» откроет 6 сентября свой новый 28-й сезон.
В 2012 году организаторы Уральской биеннале ставили балет в цехе Уралтрансмаша.
Четвёртая биеннале вовлечёт в свою орбиту 27 уральских городов Дмитрий МИГАЛИН, 30 августа 2017
В качестве основной площадки выбрано здание Уральского приборостроительного завода.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF