14 июля 2018, суббота, 18:25

Граф-чудотворец в «шампанском»

Екатерина ШАКШИНА, 3 марта 2012

Персонаж, чьим именем и титулом названа опера Джоаккино РОССИНИ «Граф Ори», — не враг бутылке и большой любитель прелестниц всех сословий, от пейзанок до знатных дам. Но «шампанское» в заголовке не про его честь. «Пузырьки шампанского» — так сказал знаменитый композитор, дирижёр и пианист-виртуоз Ференц ЛИСТ, познакомившись с партитурой. Россини собирался покорить Париж своей первой на французском языке оперой. И покорил. Теперь настал наш черёд сдаться на милость победителю. 29 февраля в екатеринбургском академическом Театре оперы и балета (пр. Ленина, 46а) в день 220-летия великого итальянского композитора состоялась премьера оперы «Граф Ори». Потом премьеру давали три дня подряд, и сегодня вечером вновь зазвучит музыка Россини, дарящая ощущение чуда. Музыка — вечная, а комический сюжет — простенький и тоже вечный.

Граф Ори прикидывается магом-отшельником, способным исцелить душевные раны самого интимного свойства, и отбоя от легковерных пациенток не знает. Словом, вполне себе герой водевиля, ставшего комической оперой. Обаяние и наглость графа Ори (Дмитрий ТРУНОВ) столь чудодейственны, что даже строгих правил женщина Рагонда (Татьяна НИКАНОРОВА) приходит в состояние эйфории под нехитрыми пасами лукавого «отшельника»…

Постановщик оперы «Граф Ори» — дирижёр Большого театра России, главный дирижёр Екатеринбургского театра оперы и балета Павел КЛИНИЧЕВ добился того, что изящная, остроумная, достойная создателя «Севильского цирюльника» музыка и сложнейшие вокальные партии звучат в исполнении оркестра и артистов светло, игристо и легко, словно пузырьки шампанского поднимаются вверх со дна хрустального бокала. Режиссёр Большого театра Игорь УШАКОВ пластически выстроил спектакль так, что музыка становится дирижёром каждой мизансцены, каждого жеста персонажей и в массовых сценах, и в дуэтах.

Вот только одна из сцен — виртуозно поставленный и исполненный «терцет в потёмках». Паж Изолье (Надежда БАБИНЦЕВА) спасает даму своего сердца графиню де Формутье (Наталья МОКЕЕВА) от притязаний графа Ори (Дмитрий Трунов), прокравшегося к ней ночью. Водевильная «эротическая» путаница происходит вокруг ткацкого станка (ведь в замке спрятались от искушений жизни последовательницы Пенелопы). Рука в руке, объятия не с той, а с тем, уловки, обманные движения, проходы бочком сквозь ворота «станка» и мизансцены «в партере»… Герои «не видят» друг друга, но мы видим их почти балетный терцет и слышим их чудесное оперное пение, не прекращающееся ни на миг.

Три московских художника — главный художник театра «Ленком» Алексей КОНДРАТЬЕВ, художник по свету Евгений ВИНОГРАДОВ и художник по костюмам Ирэна БЕЛОУСОВА совместными усилиями создали абстрактно-готическое «одеяние» сцены (дело происходит во Франции, в XIII веке). Замок с бойницами в чёрно-бело-красных неприступных стенах озаряется всполохами грозы, погружается в сумрак, сияет на солнце и в его лучах, отражённых «золотыми» рыцарскими латами возвращающихся крестоносцев. В замке же до их возвращения (и одновременного избавления от графа-чудотворца с собутыльниками) обитают те самые средневековые пенелопы и амазонки. Вместе с графиней, давшей обет безбрачия, пока брат-граф спасает Гроб Господень, её служанки и подружки облачились на этот неопределённый срок в «монашеские» белые доспехи-платья и шлемы-чепцы. Кому-то и пояс целомудрия не помеха, а этим дамам белое — защита. Но не от неясного томления духа и тела.

Графиня Адель чувствует загадочное недомогание, а тут как тут —распутник граф Ори с такими же «целомудренными» дружками. Приклеил красную бороду и усы, как пики, прикинулся чудотворцем и… И, действительно, селянки, скучающие в «соломенном вдовстве», встречают графа как мага транспарантом La Miracle! — чудо то есть. Здесь масса забавных деталей, придуманных постановщиками. Этот транспарант, этот рупор, в который оповещают о прибытии «отшельника» и который становится подзорной трубой. Пейзанки несут дары, среди которых графу больше всего нравится здоровенная бутыль. Поклонницы находят где-то античный бюст (вроде бы Эсхила), напоминающий чертами «отшельника», и только что не молятся на него. Но графский паж Изолье опознаёт в чудотворце своего внезапно исчезнувшего из дома господина, которого ищут и сам паж, и граф-отец, и гувернёр (Олег БУДАРАЦКИЙ), зная нрав «шалунишки». Пока крестоносцы в походе, их домашнее «свято место» пусто не будет — чудотворец готов здесь одержать победу…

Великий Ференц ЛИСТ был прав, и у нас теперь есть зримое и слышимое подтверждение его определению оперы Россини — «как пузырьки шампанского». Сегодня четвёртый премьерный спектакль. Но в этой премьере всё впервые. Опера Россини звучала на нашей отечественной сцене только в Петербурге, в 1838 году (!), и по сути это — российская премьера в Екатеринбурге. Впервые екатеринбургские артисты поют на французском языке, чему предшествовали месяцы работы с преподавателем из Парижа Анной ЧЕРКАССКОЙ, тоже первый опыт. И ещё: «Граф Ори» — первая премьера 2012 года, осенью которого наш театр отпразднует свой век.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook