2 июля 2018, понедельник, 16:53

Старая сказка на новый лад

Лилия МАЛЬГИНА, 7 марта 2012
Вот Иванушка поднялся... на конька своего уселся… Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА

 «Теперь этот род сочинений можно мне и оставить!» — говорят, такими словами Александр ПУШКИН сопроводил выход в свет сказки «Конёк-Горбунок» тобольского поэта Петра ЕРШОВА. Правда это или нет, нам неизвестно. Известно другое: стихотворная сказка и по сей день завораживает, увлекает за собой и не отпускает отзывчивого читателя, зрителя или слушателя до самого своего счастливого финала.

В рамках проекта «Русская классика на большой сцене» управления культуры администрации города она зазвучала в новом свете со сцены Театра юного зрителя в первые дни марта. По сложившейся уже традиции первыми постановку заслуженного деятеля искусств России Владимира РУБАНОВА увидели ребята из детских домов Екатеринбурга. Неожиданное прочтение знакомой каждому истории, оригинальное решение сценического пространства, музыкальные находки — вот что, по мнению авторов, должно бы привлечь юного зрителя. Фламенко, исполненное златогривой кобылицей (Олеся ЗИНОВЬЕВА) и неказистым Иваном (Борис ЗЫРЯНОВ), интерес, бесспорно, вызывает…

Декорации, созданные воображением заслуженного художника России Анатолия ШУБИНА, минималистичны: на сцене всего несколько полотнищ холстины, висящих на подвижных деревянных «рукавах». Они крутятся туда-сюда, создавая пространство то пастушьего балагана — пристанища пойманной Иваном златогривой «воришки», то царской конюшни — места службы удачливого дурака, то поляны с серебряной горой, где собираются воды испить прекрасные жар-птицы.

Скупость и простота антуража не отвлекают от действа и, главное, лёгкого ироничного текста Ершова. Его, кстати, читает сидящий у края сцены — за барабанами! — Сергей МОНГИЛЁВ. Одетый в цилиндр и фрак, ведущий представляет собой образ Рассказчика: он и внимание зрителя на особо важных моментах сюжета акцентирует, и с героями взаимодействует, будто возвращая их, как заигравшихся детей, к реальности сказки. Инструмент г-ну Рассказчику, естественно, тоже кстати: шуршание щёточками по барабанным тарелкам — и пред нами в неожиданно белых простынях предстают отец (Дмитрий МИХАЙЛОВ) и его три сына. Барабанная дробь — и перед многоликой толпой собственной персоной выходит царь-государь (тоже Дмитрий Михайлов). Музыкальная тема смутила лишь пару раз: когда Иван-дурак, зловредный Спальник (Валентин СМИРНОВ) или самолично даже Конёк-Горбунок (Сергей МОЛОЧКОВ) брали в руки микрофон и… начинали петь. Нет, ничего не имею против солирования, да и вокальные данные артистов неплохи. Но манера исполнения той или иной темы, написанной омским композитором Сергеем ДОЛГУШИНЫМ, была настолько эстрадна, что, на мой взгляд, ускоряла темпоритм двухчасового спектакля, невольно разрушая волшебную атмосферу сказки.

Способствовали ли ей костюмы героев? Отчасти. Придуманные Натальей ЕРМОЛАЕВОЙ, они, как и декорации, тоже просты и безыскусны. Братья Ивана Данило и Гаврило одеты в мешковатые кафтаны да колпакообразные шапки, бороды всклокочены. Ни дать ни взять, настоящие сельские крестьяне! Хитроваты, вороваты и своего уж точно не упустят. Таков в этом придуманном мире весь народ, начиная от комнатных девок и заканчивая базарной толпой. Царь здесь — павлин средь куриц: напыщен, самовлюблён, да ещё и речь ведёт с аглицким акцентом. Он приказывает, глядя на собственное отражение в зеркале. Куда уж ему, моложавому старику, до оптимизма простого люда?

Контраст образов особо очевиден, когда на первый план выходит главная парочка. «Что, Иванушка, невесел? Что головушку повесил?» — говорит конёк, у его вертяся ног. В постановке Рубанова — не просто «вертяся», а акцентированно, будто в телевизионных гэгах, чтобы зрители от смеха за животики схватились. Они и хватаются: и от нарочито глупого хохота Ивана, и от чрезмерных жестов его, демонстрирующих недалёкость ума. Забавна даже пойманная Жар-Птица (Вячеслав ОТСТАВНЫХ), больше похожая на страуса, нежели на чудесное неземное создание. С надетым на голову клобуком, она, высоко задирая ноги, потихоньку крадется в кулисы — незаметно от ликующих «ловцов». «Хватайте беглянку!» — чуть ли не кричат из зала мальчишки и девчонки. Есть контакт!..

Штрих

Первый на новой, финальный на старой

Заведующая литературной частью ТЮЗа Наталья КИСЕЛЁВА:

— Помимо прочего, спектакль «Конёк-Горбунок» интересен ещё и тем, что в прочтении режиссёра Юрия КОТОВА стал первой большой постановкой на новой сцене театра, открытого в 1977 году. Спустя 35 лет этот же спектакль становится финальным проектом театра, которому в ближайшем будущем предстоит глобальное обновление здания.

1 Анонс-Спектакль-АЛЕКСЕЕВА

На фото: фламенко златогривой кобылицы (Олеся ЗИНОВЬЕВА) и Ивана-дурачка (Борис ЗЫРЯНОВ).

Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook