24 июля 2018, вторник, 03:03

Балет сквозь фильтры времени

Екатерина ШАКШИНА, 13 февраля 2018
Воздухолёт с экипажем Мариуса ПЕТИПА. Фото: Александр ИСАКОВ.

Годом Петипа объявлен в России 2018 год. Он посвящён 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса ПЕТИПА, создавшего и упрочившего славу русского балетного искусства. Екатеринбургский театр оперы и балета открыл этот памятный год выставкой Ballet Imperial в арт-пространстве круглого зала Ельцин Центра (ул. Б. Ельцина, 3, 3-й этаж). Вход на выставку свободный.

Императорский балет — тот самый Ballet Imperial — исчез 100 лет назад, был сметён и развеян по миру революционной бурей. Но русский балет был и остался, и навсегда связан с именем и талантом Мариуса Ивановича Петипа (1818—1910). Француза, родившегося в Марселе, русского балетмейстера, солиста и педагога, похороненного в Санкт-Петербурге. Свой 106-й сезон Екатеринбургский балет посвящает Мариусу Петипа, а не только эту выставку. На вернисаже инициаторы экспозиции — директор Театра оперы и балета Андрей ШИШКИН, худрук балетной труппы Вячеслав САМОДУРОВ, его ассистент и куратор выставки Богдан КОРОЛЁК и руководитель выставочной деятельности Ельцин Центра Илья ШИПИЛОВСКИХ — рассказали нам о концепции Ballet Imperial.

На вернисаже — Андрей ШИШКИН, Вячеслав САМОДУРОВ, Богдан КОРОЛЁК. Фото: Александр ИСАКОВ.

Ключ к пониманию — прямо у входа. На афише Антона ЦАРИКОВА-ЯКУБОВА (один из приглашённых к участию в экспозиции художников и дизайнеров) в зеркало в золочёной раме смотрится прима Императорских театров и видит не своё отражение, а… Ульяны ЛОПАТКИНОЙ. Так и на стенах круглого зала ретроснимки с мизансценами балетов Петипа соседствуют с работами наших современников, интерпретирующих каждый по-своему старинную реальность высокого искусства, ставшую легендой. Шестнадцать исторических снимков в оцифрованном виде по просьбе организаторов предоставил из своей коллекции Санкт-Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Оригиналы фотографий сделаны в фотоателье Императорских театров в 1880—1900-е годы. В Екатеринбурге эти снимки предъявлены зрителям впервые, и посмотреть их можно только на выставке — таково условие музея. А сегодняшние версии мифа о русском балете созданы екатеринбуржцами — уже названным Антоном Цариковым-Якубовым, Марией ПЛАКСИНОЙ, Леонидом САЛМИНЫМ, их петербургскими коллегами Анной АНДРЖИЕВСКОЙ и Иваном ТУЗОВЫМ, творческой группой Bojemoi (Москва — Киев).

Нам рассказали, что рост артистов эпохи Петипа отличался от роста сегодняшних балерин на 25 см. Настолько те звёзды были маленькими при всей огромной славе, и фигуры, естественно, другие, и пластика… Вряд ли с такими данными они могли бы танцевать на современной сцене. Их фотографии, притягивая взгляды, порой вызывают улыбку, как, например, работы Ивана Тузова, ещё больше «укоротившего» своих персонажей из балетной старины. Юная балерина в партии Чёрного лебедя переместилась со старого снимка в коллаж группы Bojemoi. Цельный образ разъят, а его «обрезки» получили новый смысл и название: «Непослушное тело вызывает у танцовщицы отчаяние».

Вариация Ивана ТУЗОВА на балетную ретротему. Фото: организаторы.

Свой цикл «опусов» Леонид САЛМИН озаглавил «Нами оставляются от старого мира…» Цитатой, опять-таки укороченной, из рекламного слогана для «Моссельпрома» Александра РОДЧЕНКО и Владимира МАЯКОВСКОГО. Продолжение цитаты такое: «…только папиросы «Ира». Но в работах Салмина «текст» другой. Под наслоениями временных фильтров, сквозь авангардные композиции, где в разных конфигурациях возникает крест как знак исчезнувшего, проступают фигуры и лица прекрасных балерин Петипа. Это они остались, а не моссельпромовские папиросы, и незабвенны.

Кого только нет на архивных фотографиях: Матильда КШЕСИНСКАЯ, Юлия СЕДОВА, Карлотта БРИАНЦА, Пьерина ЛЕНЬЯНИ, Иосиф КШЕСИНСКИЙ, Иван ИВАНОВ… Здесь на фото — балеты Императорских театров с их участием: и «Лебединое озеро», и «Спящая красавица», «Корсар», «Баядерка», «Дочь фараона», «Пахита»… В «Пахите» 170 лет назад Петипа дебютировал в России как танцовщик и хореограф. «Пахита» — приближающаяся февральская премьера Екатеринбургского театра оперы и балета, которая продолжит проект «Петипа». Постановка Петипа восстановлена, по задумке историка балета Павла ГЕРШЕНЗОНА и балетмейстера Сергея ВИХАРЕВА, безвременно скончавшегося в июне 2017-го. Однако старинная хореография будет внутри нового спектакля. Работу над «Пахитой» продолжает и завершает Вячеслав Самодуров.

На выставке есть и летающий объект, зависший в экспозиционном «небосводе». Полёт возглавляет сам Мариус Петипа, а с ним летят и смотрят в иллюминаторы артисты Императорского балета, красивые, как бы ни менялись во времени представления о красоте. Мария Плаксина сконструировала этот «Воздухолёт». И он, видимый на выставке, до сих пор невидимкой пролетает, «как пух от уст Эола», над сценами мира в свете софитов с бессмертным «экипажем» великого русского балета.

«Нами оставляются от старого мира…» — один из «опусов» цикла Леонида САЛМИНА. Фото: организаторы.

«Непослушное тело вызывает у танцовщицы отчаяние». Фото: организаторы.

Зрители на «спектакле» Ballet Imperial. Фото: Александр ИСАКОВ.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook