9 октября 2016, воскресенье, 04:48
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Справа кудри токаря, слева — кузнеца…

Лия ГИНЦЕЛЬ, 18 октября 2011
Главный хранитель ЕГСИ Тамара ПУМПЯНСКАЯ знакомит с экспозицией «Летопись современного завода» гостя — Юрия КОЗЛОВА. Фото: Дарья АЛЕКСЕЕВА.

Работа и впрямь выглядела, как только что из печки. С пылу с жару. В багровых тонах. В горячечной лихорадке. С исходящей повышенной температурой. С металлическими брызгами вокруг. И только слегка намеченная голова героя в ореоле света, словно в скафандре, успокоительно и мягко золотилась на фоне страстно-огненного цехового пекла. Заводской пейзаж «Только что из печки» Катерины ПОЕДИНЩИКОВОЙ продолжит её же «Мужской портрет». «Впечатление, что тает», — заметит моя спутница, и я соглашусь. Потому что от производственного зноя потянулись разноцветными прутиками-дорожками линии по лицу работяги, линии, будто бы оставленные на челе капельками пота. А потом мы наткнёмся на поединщиковский же диптих «После смены». И генеральный директор Екатеринбургской галереи современного искусства Екатерина ХОТИНОВА объяснит, что автор ухитрилась проникнуть в цеховую душевую, перехватить там первые впечатления, перенести на холст. И если присмотреться, среди по-импрессионистски беспорядочно набросанных (как и в предыдущих картинах) мазков можно воочию разглядеть: с обнажённых тел стекает и стекает металлическая грязь. Стекает и уносится в трубу, в небытие, в прошлое. Но усталость, кажется мне, так велика, что обычной водой её уже не смоешь. Откуда ощущение? По-моему, оно просто прорисовано, прописано художницей. Тёмными кругами песочно-каменной и красочно-клеевой смеси вокруг предплечья, или локтя, или коленок. А у кого-то — того хуже — по замыслу болит сердце. Изработанное, измученное тяжёлым физическим трудом. Нелёгкой борьбой за существование.

Художников, представленных на выставке «Летопись современного завода», вообще-то шестеро. Каждый со своей изюминкой. Вот Иван СНИГИРЁВ с «Мистером Цехом и его гармонью». Настоящим гимном машинам и механизмам. В самом деле, «гармонь» можно трактовать как музыкальный инструмент, где каждая деталька служит созданию мелодии души. Но можно вспомнить и о «гармонии», где тоже, предполагается, любой винтик, любая шестерёночка служат одной идее. Одной сверхзадаче. А потому они как будто одушевляются, оживают, как «Два друга за кружкой Mobil», как «Семейка», как трубы разных диаметров и цветов (а вы думали…) на «Доске почёта». Ну да, трубы, произведённые людьми, и людям же жизнь дающие (жизнь, работу, зарплату), давно заслуживают более уважительного к себе отношения. Иван Снигирёв это каким-то образом понял и, очеловечив неодушевлённые предметы, нам подсказал.

Если Максима интересует душа металла, Кирилл БОРОДИН, похоже, противопоставляет ему тепло живого существа. Чаще всего пернатого. И печаль диптиха «Журавль» и «Синица» сменяется забавами «Третьей смены». А «Окно в цех» со стайкой голубей на подоконнике чередуется с полётом то ли перелётных, то ли своих взъерошенных птиц. И вызывает живейшие ассоциации с классической «Всюду жизнь».

Череда работ Максима КРЮКОВА — передовики производства, заслуженные люди завода… «Женский портрет» Евгения ГОРЯЧЕВА... Когда Галерея современного искусства вышла с предложением посотрудничать на Синарский трубный завод, производственники проявили большой интерес. Вот только, сказали, увековечьте нам для грядущих поколений несколько лиц. К слову, тогда все слегка и взаимно побаивались друг друга. Это наверное. Потому что у Сергея НИКОЛАЕВА в работе «Художник в цехе» тот, начальный, этап проскользнул. И сейчас весьма забавно смотрится его центральное «Посторонним вход воспрещён» на фоне дальнейшей экспозиции.

Тем не менее на заводе, увидев результат, чуточку удивились: неужели всё так грустно? Подумав, осознали: не так давно коллектив потерял своего многолетнего руководителя Анатолия БРИЖАНА, человека уважаемого и даже любимого. Пришли иные люди. Не хуже. Но другие. Отсюда некоторое смятение, растерянность, тревога. И очень заметная печаль. Завод на пороге новой жизни. И этот порог теперь — благодаря взаимопониманию художников и производственников — останется в истории.

В прошлом году художественный десант из трёх начинающих художников был впервые отправлен на Северский трубный завод. Поскольку творческая судьба участников его с тех пор пошла резко в гору, нынче решено было дело продолжить уже на «Синаре». Причём если в 2010-м к работе привлекли только художников классической школы, нынче не обошлось без авангардистов. Ни в темах, ни в сюжетах не ограничивали. К творческой фантазии отнеслись благосклонно. На молодость очень понадеялись, поскольку взгляд незамылен и искренен. Кто-то, естественно, скажет: подумаешь… бывали на индустриальных биеннале. Здесь немного не то. На биеннале — остановившееся предприятие, а значит, ностальгия и желание освоить пространство. Здесь всё работает, крутится, живёт. И, кстати, модернизируется. То есть стремится в будущее. Это нам по пути…



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook