26 декабря 2017, вторник, 21:38

Ключ к «Исети» у биеннале

Екатерина ШАКШИНА, 9 сентября 2015
Куратор ключевого проекта биеннале ЛИ Чженьхуа. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Гостиница «Исеть» не принимает гостей. Уже несколько лет, с того самого 2012 года, когда в Екатеринбурге проходила II Уральская индустриальная биеннале современного искусства. С 9 сентября 2015-го неработающему отелю на два месяца поручена новая функция, совпадающая с прежней только в одном проявлении: «Исеть» (пр. Ленина, 69/1) снова открыла двери и будет принимать гостей в огромном количестве. Но не для проживания. Гостиница призвана «мобилизовать» на восприятие современного искусства. На девяти этажах здания, входящего в комплекс застройки эпохи конструктивизма «Городок чекистов», главным постояльцем стал ключевой проект III Уральской биеннале под названием «Мобилизация».

Проект международный, один из его кураторов ЛИ Чженьхуа (Пекин-Цюрих), работающий и в Китае, и в Швейцарии, представляет творчество художников из этих стран, из других стран Европы и Азии. А застали мы господина Ли там, где гостят «Екатеринбургские черепашки». Герои любимого мультсериала из детства многих наших горожан растут, трансформируются, меняются и меняют наше восприятие их истории. Об этом рассказывает в пространстве своего гостиничного номера Сергей РОЖИН, екатеринбургский художник.

Между третьим и пятым этажами гостиницы неожиданно возник нулевой. Куратор ключевого проекта ЛИ Чженьхуа объяснил нам, что в китайской традиции число 4 наполнено печальным смыслом. Поэтому пусть будет нулевой вместо 4-го. Три этажа светятся синим, жёлтым, малиновым. Один из номеров от пола до потолка покрыт иероглифами, мы рассматриваем их как изящные рисунки. Между тем эта «Пещерная живопись» (авторское название) — связный поэтический текст и процесс создания этого текста одновременно. Каждый номер под табличкой с номером, как и положено в гостинице, был и остаётся одновременно и частным, и общественным пространством. Мы встречаем здесь множество лиц — бесчисленные толпы в фотографиях и видеоинсталляциях, целую компанию кумиров эстрады и кино, изображениями которых были оклеены стены общежитий…

«Пещерная живопись» — поэтический текст и «картина» одновременно. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Кстати, изначально это здание в виде серпа и было общежитием для малосемейных чекистов (такова уж формулировка). О судьбе малосемейных и просто семейных аборигенов городка и самого городка — от постройки в 1920—30-х до наших дней — рассказывает на 9-м этаже исследовательский исторический проект «Городок чекистов: от утопии к авангарду». Своеобразный провенанс теперешней биеннальной территории, которая сама предстала невероятно интересным арт-объектом. Это мы забрались на самый верх «Исети». А 7-й и 8-й этажи заняты итогами программы арт-резиденций. Работы 12 художников из 7 стран были представлены в 11 городах Урала, а теперь же их мобилизовали в участники ключевого проекта.

Три первых этажа гостиницы отданы проекту «Место для манёвра: между абстракцией и аккумуляцией» ещё одного куратора из Китая, с некитайским именем и происхождением — Бильяне ЧИРИЧ. Над одним из номеров знаменитое имя «постояльца» — Йоко ОНО. В комнатке с перегородками из рисовой бумаги можно манипулировать светом и тьмой, потерять чувство времени и… найти себя. И почти в каждом номере остались гостиничные зеркала. Постигая новое, погружаясь в прошлое и будущее, мы всякий раз сталкиваемся лицом к лицу с очень знакомым персонажем в зеркале. И тоже становимся одним из образов современного искусства образца 2015 года.

Этот номер «Вечёрки» стал экспонатом биеннале. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Пресс-показ в гостинице «Исеть» и торжественное открытие III Уральской индустриальной биеннале современного искусства предваряла пресс-конференция в информационном центре ТАСС. Все участники отдали должное инициатору проекта, комиссару биеннале, директору Уральского филиала Государственного центра современного искусства (ГЦСИ) Алисе ПРУДНИКОВОЙ. А генеральный директор ГЦСИ Михаил МИНДЛИН (Москва) подчеркнул, что первым партнёром проекта стала администрация города Екатеринбурга. Идея могла остаться идеей, но именно с поддержкой города она стала в 2010-м реальной I Уральской биеннале. О новой идее сообщил руководитель Федерального агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Олег РЫЖКОВ. На Международном конгрессе ЮНЕСКО, который состоится в декабре, прозвучит идея включить памятники конструктивизма в Екатеринбурге в число объектов мирового культурного наследия. Пока идея, но и наша биеннале, аналогов которой до сих пор нет в мире, именно так рождалась.



Новости по теме

Биеннале включает интеллект Содержит Фото Культурная мобилизация горожан в преддверии масштабного события Марина ШАТАРНИНА, 8 ноября 2014
Стартовала Интеллектуальная платформа в рамках подготовки к III Уральской индустриальной биеннале cовременного искусства.
Бивернисаж второго биеннале Содержит Фото Урал-Графо во всероссийском масштабе Екатерина ШАКШИНА, 20 августа 2014
Искусствовед Галина ШАРКО представила нам работы одного из самых именитых участников первых экспозиций второго биеннале.
Мы вместе на биеннале — виртуально и реально Содержит Фото Сегодня одновременно начнётся демонтаж экспозиций и семинар, посвящённый итогам масштабного культурного события, которое длилось с 13 сентября по 22 октября Екатерина ШАКШИНА, 23 октября 2012
Вчера, в последний день работы II Уральской индустриальной биеннале современного искусства, прошла её финальная и самая необычная пресс-конференция...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook