7 декабря 2017, четверг, 19:48

Память солдата в красках художника

Екатерина ШАКШИНА, 23 апреля 2016

Это один и тот же человек, и книга о нём так и называется: «Солдат и художник». Мы открываем сейчас для себя имя Ги де МОНЛОРА (1918—1977), французского живописца, героя Второй мировой войны. Его произведения выставлялись в США и Европе, а осенью 2015 года впервые появились в России — сначала в Пермской художественной галерее, затем в выставочном зале Союза художников в Челябинске. 21 апреля состоялся екатеринбургский вернисаж в Выставочном центре Краеведческого музея «Дом Поклевских-Козелл» (ул. Малышева, 26). Это новый международный франко-российский проект 145-летнего музея, юбиляра года.

Творческое наследие художника де Монлора принадлежит семье, и 22 живописные работы привёз из Франции в наш город его сын, учёный-химик, автор биографии отца — маркиз Жорж де МОНЛОР. Впрочем, мсье де Монлор предпочитает, чтоб к нему обращались без титула. Он не раз бывал в нашей стране как специалист по высоким технологиям переработки нефти, но сейчас цель его российского турне — особенная, художественная, просветительская и по долгу сына:

«Отец был бы счастлив тем, что его живопись экспонируется в России…»

У художника длинное имя — Ги Жозеф Мари де Вилларди, граф де МОНЛОР. И потрясающая биография, которую мы теперь узнаём благодаря Жоржу де МОНЛОРУ. На торцовой стене выставочного зала — фотографии, в которых отражены моменты жизни солдата и художника с юности. Род де Монлор — один их старейших аристократических родов Франции. Так, Бернар II де Монлор Вайокезский был участником первого крестового похода в 1096 году под знамёнами графа Тулузы. Вот и старинный рисунок, где запечатлён во всей красе и славе замок де Монлоров в Лангедоке. Рядом современный снимок, где видно, что от родового гнезда, существовавшего с XI века, сейчас остались лишь развалины некогда прекрасных и крепких стен.

Фотография из военных лет. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Живопись вошла в жизнь Ги де Монлора гораздо раньше, чем война. Лувр был любимым местом ещё в школьные годы, он не мог оторваться от картин ГИРЛАНДАЙО, БОСХА, БОТТИЧЕЛЛИ, ТИЦИАНА, ПУССЕНА, ЭНГРА… Блестяще образованный выпускник философского факультета Сорбонны, он стал изучать и осваивать искусство живописи в частной парижской Академии художеств Жюлиана. Рисовать начал раньше, чем воевать. Вот два автопортрета рядом — карандашный, молодой облик (1939 год) и живописный, через тридцать лет, где зрелый мужчина с трубкой вглядывается в своё отражение в зеркале с пониманием всего, что прожито. Эта работа 1969-го называется «Автопортрет без лести».

…В октябре 1938 года, сразу после Мюнхенского сговора, урождённый граф де Монлор, аристократ, эстет, любитель музыки Иоганна Себастьяна БАХА и французской поэзии, поступил на военную службу — в Саргемине, рядом с германской границей. Началась его судьба солдата, которую он провёл до победных дней, воюя в рядах Сражающейся Франции, союзных войск, участвовал в высадке в Нормандии. В 25 лет награждён орденом Почётного легиона, стал кавалером французского Военного креста. Его командир, капитан Ги ВУРШ, много лет назад рассказывал о нём:

«Будучи раненым, он отказался покинуть поле боя. Его отвага была сродни вызову, он не просто сражался, он унижал своим презрением врага…»

Живопись, к которой Ги де Монлор вернулся после войны, не унижала никого, конечно же, но тоже полна отваги и вызова, в чём мы убеждаемся на выставке. Работы до 1954 года — абстрактные кубистические композиции: игра строгих линий, строгих цветов. А потом художник нашёл себя в экспрессионизме, обращённом к сокровенным эмоциям, духовным катаклизмам. Яростные краски, яростные густые мазки, словно не кистью сделаны, а прямо выдавлены на холст из тюбика, как будто направлены мастихином — лопаточкой, которой обычно убирают излишки краски, а он их добавлял и устремлял по собственному вектору чувств и размышлений.

Красный, чёрный, жёлтый доминируют. Нестерпимо яркие вертикали, взрывами, осколками взрывов разлетающиеся по холсту. Война не отпускает, даже если художник пишет «Раннее утро в июне». Даже если он вписывает в чёрную окружность рамы «Обратную сторону Луны», на которой тогда ещё никто не побывал.

«Другая сторона Луны» (1966 год). Фото: Антон БУЦЕНКО.

Здесь снова «в бою» агрессивная палитра, подсказанные воображением красочно-драматичные следы памяти. Это вопли, крики в красках о пережитом, о смерти друзей. В экспрессии живописи де Монлора ощущается парадокс его послевоенного мировосприятия, счастливого и горького одновременно: «Я жив!.. Они погибли…» Там, где лежат его погибшие боевые друзья, Ги де Монлор и похоронен по его предсмертной просьбе. В Нормандии, в Ранвиле — первом освобождённом от фашистов городке Франции.

Почему Ги де Монлор мечтал выставить свои работы в России, объяснил на вернисаже его сын Жорж де Монлор. Потому что считал своим великим учителем русского художника Василия КАНДИНСКОГО и действительно учился у него в Париже. И потому, что русские солдаты, по его мнению, сражались на войне с фашистами как никто другой. Выставка французского художника, героя Второй мировой войны далее отправится в Тюмень, в Москву, а в Екатеринбурге экспонируется до двадцатых чисел мая и в День Победы будет с нами.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook