18 мая 2017, четверг, 07:03
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Третья «брусиловская»

Екатерина ШАКШИНА, 19 декабря 2016
Фрагмент экспозиции «Из жизни святых и грешников» Миши БРУСИЛОВСКОГО. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Опять Миша БРУСИЛОВСКИЙ встречается со зрителями. Новая выставка произведений художника после его смерти открылась в Екатеринбурге 16 декабря. За прошедшие полтора месяца со дня печальной утраты (3 ноября 2016 года) — это третья «брусиловская».

Первая состоялась в ЕМИИ, вторая — в Выставочном зале отделения Союза художников РФ, и вот снова — в Музее изобразительных искусств (Воеводина, 5). Уже иная экспозиция с другими работами. 51 картина представлена из собрания музея ЕМИИ и из частной коллекции Евгения РОЙЗМАНА. Бывало, некоторые из них соседствовали на разных выставках (например, на музейной же выставке к 80-летию мэтра в 2011 году). Но чтобы полсотни работ, принадлежащие муниципальному учреждению культуры и находящиеся в собственности друга художника, составили общий живописный текст под названием «Из жизни святых и грешников» — такое, пожалуй, впервые.

Куратор выставки, замдиректора по научной деятельности ЕМИИ Зоя ТАЮРОВА рассказала, что от первой выставки Брусиловского, завершившейся за несколько дней до нового вернисажа, на музейной стене осталось только одно масштабное полотно, созданное в 1962 году совместно с Геннадием МОСИНЫМ, — «1918-й» (ЕМИИ). Картина абсолютно вписывается в концепцию выставки, представляющей многообразие живописных жанров, знаковых программных циклов художника. Авторы «1918-го» сразу же попали тогда в разряд совершивших непростительный грех перед советской властью, изобразив «святых» Октябрьской революции без нимбов борцов за народное счастье, а в суровых образах диктаторов.

«Театр Аркадия Райкина». Фото Алины ШЕШЕНЯ.

Вредным «грешным» произведением был признан «Театр Аркадия Райкина», написанный Брусиловским в 1972 году. Слишком грустное, трагическое даже, лицо у народного артиста СССР, на спектаклях которого стоял несмолкаемый смех. Он словно снова по-гоголевски спрашивает очень тихим в жизни голосом: «Над кем смеётесь?..» И так кому-то трудно было признать в благостное застойное время, что над собой. Слишком неприятные маски вокруг, слишком несимпатичные физиономии у зрителей первого ряда. А ещё какая-то аморфная белая глыба в центре картины на весёленьком ярко-синем фоне: «Что это он изобразил — разросшуюся раковую опухоль в нашем обществе?» Начальственное подозрение, высказанное с насупленными бровями, нечаянно оказалось по-своему точным.

«Евангельский сюжет» Фото Алины ШЕШЕНЯ.

«Согрешил» Миша Брусиловский против канонов и в «Свиноводческой ферме совхоза Голубовский» (1987). Сейчас, глядя на эту прекрасную картину, и вообразить-то трудно, что вменили ему «в грех». Свинарки нежны и заботливы, бородатый мужик в ушанке преисполнен ответственности за подвоз корма, тут и художник, создающий картину, притулился с листом и красками у нижнего края рамы. Темноту хлева озаряет свет рождения нового существа — пусть всего лишь поросёнка… Оказывается, художник способен своим творением спровоцировать бедного (видимо, мозгами бедного?) зрителя на «кощунственную» ассоциацию — свинарка с новорождённым подопечным похожа на мадонну.

Свинарки, гимнастки, святые, футболисты, друзья… Христос на кресте, чью рану расковыривает толстым мизинцем не верящий в муки свидетель распятия. Они говорят с нами о своей и нашей жизни на живописном языке Миши Брусиловского. Вот один из друзей — самый близкий — словно сошёл с маленькой картины, где они вдвоём с Мишей (высокий и очень невысокий) торопятся в мастерскую, о чём-то разговаривают по дороге (2010-е гг.) Художник Виталий ВОЛОВИЧ снова пришёл на выставку Миши, и мы вместе прошли по ней:

— Предыдущая музейная выставка — первая после смерти — просто королевская. И эта прекрасна: мы можем видеть здесь, как с первых работ очень талантливый художник становился тем уникумом, которого знаем теперь. Сюжеты менялись, Миша всё более склонялся к мифическим, библейским сюжетам своих главных серий: «Охота на львов», «Похищение Европы»… Так постепенно он раскрывается на этой выставке, где, впрочем, рядом с главными нет «попутных» работ. Мастерство присуще каждой.

Виталий Михайлович не раз предварял выставки своего друга снайперски точными характеристиками, например, так:

«Его мир — неохватен... Это необозримое пространство заселено апостолами и блудницами, сверкающими ангелами, вздыбленными конями, львами, женщинами... Это трагический мир Распятий, Искушений, Изгнаний... Мифические образы благодаря художнику становятся реальностью сегодняшней жизни».

Святые и грешники здесь вместе и не разделены непроходимой границей. Вот такие земные, кажущиеся тяжёлыми, грузными из-за ватников и платков женщины. Но и неулыбчивые лица, и «неизящные» фигуры, и даже эти их спецовки — в золотом сиянии. Груз неподъёмный, непосильный, выше сил человеческих вытащили на себе эти золотые наши бабы, написанные художником в 1967 году, — «Урал, 1942».

И тут же сибаритская самоироничная картина «В мастерской» (1965 год): художник возлёг на диване с котом на животе и явно ничего «мастерить» не собирается. Библейские «Бегство в Египет», «Сусанна и старцы», и тут же «Игры в футбол» — человекообразные существа с мощными торсами и маленькими головами гоняют по небесам маленькую, как мячик, нашу планету. И «Карнавал» — декоративный, яркий, затейливый цикл, созданный вместе с Анатолием КАЛАШНИКОВЫМ в 2006 году. Пять «карнавальных» работ получил в дар ЕМИИ в 2013-м от наследников Калашникова и Миши БРУСИЛОВСКОГО. Тогда Миша Шаевич рассказывал в интервью ВЕ:

— Идея принадлежит Толе. В Венецию мы с ним не ездили. Карнавал — настроение, объединяющее начало трёх «итальянских» и двух неитальянских картин. Эскизы делал Толя, потом я приходил в мастерскую, затем снова он… «Приглашение на прогулку», где карета, вельможи, Зимний дворец, — петербургский карнавал. А Венеция у нас — ностальгия по XIX веку. Это была такая общая наша импровизация, такое удовольствие. Работа для художника — всегда удовольствие…

Эти два из «карнавальных» пяти полотен смотрят на нас на новой выставке и вместе с другими произведениями вовлекают в житие тех, кто грешен, кто свят, и тех, кто мнит, что безгрешен, и тех, кто действительно чист душой. Мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман, предоставивший для выставки часть своей коллекции «из жизни художника Брусиловского», подтвердил ВЕ реальность будущего музея: «Будет. Будет музей Брусиловского. Сейчас думаю над экспозицией. Надеюсь, музей откроется к дню рождения Миши Шаевича — в мае…»



Новости по теме

Миша БРУСИЛОВСКИЙ — таким помним и будем помнить.
«Ушёл в перспективу…» Екатерина ШАКШИНА, 7 ноября 2016
Екатеринбург простился с Мишей БРУСИЛОВСКИМ.
Замысел этой картины вынашивался около 50 лет.
Выход за рамки портрета Содержит Фото Елена ШОРОХОВА, 14 июля 2016
Открылась выставка одной картины Миши БРУСИЛОВСКОГО.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook