19 ноября 2017, воскресенье, 09:05

Почерк как кардиограмма

Наталья ШУСТОВА, искусствовед, 9 января 2017
Из серии «Аргентинское танго» Ольги ЖИТЕНЁВОЙ. Фото: предоставлено организаторами.

Ещё лет двадцать назад люди писали друг другу письма, открытки к празднику — рукописные, настоящие, не электронные. И при этом выводили каждую букву, старались писать аккуратно и понятно. Многие из нас хранят такие открытки, перечитывают с любовью и нежностью, а написанная красиво открытка вызывает ещё и эстетическое чувство. В каждом замысловатом росчерке видится душа исполнителя и его отношение к нам. В юности Александр ПУШКИН и другие лицеисты занимались письмом по 18 часов в неделю. Сейчас мы отвыкли держать в руках перо — основной инструмент каллиграфа, мы переходим на общение с кнопками, компьютерными клавишами, сенсорными дисплеями…

Тем не менее выставка «Каллиграфия 12» в Свердловском региональном отделении Союза художников России (Дом художника, ул. Куйбышева, 97) — факт возрождающегося интереса к искусству красивого и чёткого письма как реакции на утрату навыков писать ровно и тщательно выводить буквенные знаки. Кстати, о важности этого умения говорят новейшие исследования в области психологии, комплексного развития детей, дефектологии, лечения и профилактики таких заболеваний в преклонном возрасте, как болезнь Альцгеймера. Терпеливое и протяжённое во времени занятие ручным письмом важно для гармонизации личности.

Экспозиция «Каллиграфия 12» объединила 12 художников и дизайнеров из Санкт-Петербурга, Новосибирска, Омска и Екатеринбурга. Художники восприняли это сокровенное мастерство от своих учителей и сберегли его буквально на кончиках пальцев. Выставка не ставила задачу энциклопедического показа истории развития каллиграфии. Экспоненты заставляют нас задуматься над тем, что же мы утратили в век скоростей. Начертанные тонким или ширококонечным пером (такие ещё называли плакатными) с беглым мастерским наклоном, своевременным нажимом и облегчением пера, лёгким изяществом, образцы письма предложены зрителю в образном контексте.

Серия гравюрных оттисков Геннадия ПАВЛОВА «Вешние узоры» родилась под впечатлением древнерусских книг. Нина КАЗИМОВА в цикле миниатюрных гравюр, посвящённом всемирному конгрессу экслибриса в Вологде, продолжает традицию русского лубка. Текст может быть равнозначным «героем» произведения, как это происходит в офорте Андрея МАШАНОВА «Тёплая заступница мира холодного». Цитата из книги «Иконы России» расположена под ликом Богородицы, иконография которой восходит к образу Божией Матери «Знамение».

Восточная традиция представлена иероглифическим письмом Надежды АГАНИНОЙ. Она воспроизвела строку «Расцветали яблони и груши» из песни «Катюша» японскими иероглифами на узких вертикальных полотнищах. Примером творческого освоения западных традиций стал триптих «Exlibris Prospero» Льва ЛИБЕРМАНА. Готический шрифт — чёрным по белому, золотом по синему и синим по бежевому фону — перемежается причудливыми виньетками. Елизавета МАНЕРОВА в свойственной ей лирической манере представила триптихи в технике батика. Лиловая композиция посвящена тайне творчества: «Каждый пишет, как он слышит».

Монументальный триптих молодого автора, музыканта по образованию Антона ХАУСТОВА привлёк внимание новаторским подходом. Его каллиграфия подчинена законам музыкальных ритмов. Организатор и участник выставки екатеринбургский художник Ольга ЖИТЕНЁВА представила в экспозиции серию «Аргентинское танго» из четырёх листов, выполненную гуашью и углём — своеобразная раскадровка танца по кульминационным, эмоционально насыщенным эпизодам. В её же серии «Пять песенок Вертинского» цепочки поэтических строк тянутся в белом пространстве, пронизанном любовным фимиамом восточных ароматов. Ярким акцентом прозвучали насыщенные ультрамарином и бирюзой акриловые композиции Айрата ХИСМАТУЛЛИНА. Устремлённые в небо буквы исполнены стилизованной арабской вязью в виде слогана: «Песня моего сердца».

Особое место на выставке заняла акварель — полупрозрачная, каждый слой которой просвечивает как воздушное облако, в котором мистически зависают буквы. Происходит визуализация эфирного пространства, перенасыщенного информацией. Так, рукопись «Над пропастью во ржи» Александра БОЯРСКОГО словно парит над реальностью.

Каллиграфию можно сравнить с показаниями кардиограммы. Сегодня у большинства из нас почерк сбивчивый, неритмичный — отражение нашего внутреннего состояния (по утверждению психологов). А формируя почерк, работая над стилем своего письма, выравнивая его, мы способны прийти в состояние душевного равновесия. «Я бы обнял тебя, но я всего лишь текст», — такая надпись имеется на крыше одного из зданий в центре Екатеринбурга. Креативный рекламщик напрасно сомневался в вероятности такого объятья. Когда мы читаем иной безупречно выведенный текст, завораживающий своей красотой, ощущение тёплого объятия возникает. В этом нетрудно убедиться на выставке «Каллиграфия 12» — вход свободный.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook