27 июля 2018, пятница, 15:09

Cвидетельства Пришвина и Дубосарского

Екатерина ШАКШИНА, 2 февраля 2017
Владимир ДУБОСАРСКИЙ у своего «Свидетельства о возрождении. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

В Арт-галерее Ельцин Центра (ул. Б. Ельцина, 3) открываются зрителям две выставки, фотографическая и живописная. Одна за другой, 3 и 4 февраля. Авторы оба знамениты, но принадлежат разным поколениям и разным творческим профессиям — писатель и художник.

На первом этаже, на том самом месте, где сейчас разместилась титульная работа художественной экспозиции «Свидетельство о возрождении», год и два месяца назад находилась работа Александра ВИНОГРАДОВА и Владимира ДУБОСАРСКОГО «Вдохновение». Тогда она была своего рода завершающей знаковое 10-летие России на самой первой выставке арт-галереи «90-е», открывшейся 26 ноября 2016 года. Выставка представляла художников, открывших новые направления в отечественном искусстве и изменивших привычное о нём представление. Известный «дуэт», чьи картины — вместе и по отдельности — находятся в крупных музеях мира и страны, нынче представлен соло. Владимир Дубосарский высказывается этой выставкой не от имени двоих, а от себя лично.

Остановились мы у той первой в экспозиции картины, и художник стал для нас экскурсоводом по персональной выставке, объяснил, почему «свидетельство» и почему «возрождение».

Рядом с автопортретом, самоироничным, вызывающим весёлые ассоциации и с федотовским «Свежим кавалером», и с «Ночным дозором» РЕМБРАНДТА, — живописно воспроизведённый документ «Свидетельство о рождении». Только слово «рождение» удлинилось на один слог и стало «возрождением».

— Это моё собственное свидетельство о рождении, сохранившееся у родителей, слегка помятое за давностью лет. А возрождение здесь в двух смыслах — прямом и заставляющем вспомнить о высоком Возрождении — Ренессансе. С Сашей Виноградовым мы вместе учились, творческое соавторство продолжалось 20 лет. Хотя и прежде мы, конечно, работали не только как соавторы, но однажды настала необходимость разобраться с самим собой, не отторгая прежних наработок, найти нечто иное. Здесь работы, уже выставлявшиеся на моих персональных выставках, кроме одной — «Свидетельство о возрождении». Когда я готовил эту экспозицию в новом для себя пространстве Арт-галереи — протяжённом, с невысокими потолками, думал, как разместить разные картины. И придумал: каждый блог своего рода короткометражный «фильм», представленный «кадрами» из разных живописных серий: деревянная резьба, газовые горелки, лето… Таким образом я разместил картины впервые в Екатеринбурге и, наверное, попробую использовать эту экспозиционную методику на других выставках.

Ольга НЕСТЕРЦЕВА, Яна ГРИШИНА (Москва) и руководитель арт-галереи Илья ШИПИЛОВСКИХ. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Зрители всё рассмотрят, и оценят, и наполнят смыслами сами. Но вот о «покадровых» летних картинах — особо: они представляют фрагменты проекта художника «Говорит и показывает фейсбук». Визуальное отражение мира невероятно расширилось с новыми технологиями, возможностью заявить о себе зримым образом в социальных сетях. Дубосарский написал этот «видеоряд», используя фотографии, выложенные в фейсбуке, — реальные люди в нашем реальном времени…

А затем вместе с нами художник поднялся на второй этаж Арт-галереи, где фотографиями представлены свидетельства жизни страны — с 1928-го до 1936 года. Писатель Михаил ПРИШВИН, всем памятный с детских лет по «Кладовой солнца» и немногими читаемый во взрослом возрасте, в этой экспозиции дважды автор — фотограф и литератор. Состоявшийся мастер слова, он не расставался с фотоаппаратом, оставаясь писателем. Ведущий научный сотрудник Государственного литературного музея Яна ГРИШИНА и куратор выставки Московского мультимедиа арт-музея Ольга НЕСТЕРЦЕВА представили нам эту выставку «Михаил Пришвин. Фотографии и дневники» — бесценных свидетельств событий на строительстве Уралмаша, Беломорско-Балтийского канала, на Соловках, в Сергиевом Посаде, когда с церквей снимали колокола и лишали страну всем понятного языка — колокольного звона…

«Наша республика похожа на фотографическую тёмную комнату, в которую не пропускают ни одного луча со стороны, а внутри всё освещено красным фонариком».

Пришвина на выставке можно не только увидеть, прочитать, но и услышать. Актёр Московского театра «Ленком» Сергей ЧОНИШВИЛИ прочтёт отрывки из дневников каждому, надевшему наушники, — один на один, как сокровенное свидетельство времени.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook