Два века в лаке: от кивера до космоса
Выставка «Лакирное дело. Русская лаковая миниатюра XIX—ХХ веков» в Музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) предметно знакомит с историей уникального художественного промысла с истинно национальным колоритом.
Поговорку «Начать от печки» на этой выставке придётся перефразировать. Всё началось «от козырька». Московский купец Пётр КОРОБОВ начал своё лакирное дело именно с козырьков из папье-маше для воинских фуражек и киверов, которые сверкали чёрным лаком на солнце не хуже сабель. В Европе тем временем вошли в обиход табакерки, украшенные рисунками. Наш предприимчивый купец, знающий падкость соотечественников на чужеземную моду, стал по-своему внедрять её на родных просторах с 1793 года. И не ошибся. Расписные лаковые изделия из папье-маше сразу понравились и раскупались влёт.
Два века России уместились в миниатюрах мастеров первых лакирных фабрик ЛУКУТИНЫХ (наследников Коробова) и ВИШНЯКОВЫХ и сформировавшихся позже центров этого промысла, существующих по сей день, — знаменитых Федоскино, Палеха, Холуя, Мстёры. Библейские сюжеты здесь сменяются хороводами, тройками, пирами, сказочными сюжетами. А во второй половине ХХ века являются покорители космоса, похожие по русской лакирной традиции на былинных богатырей. Так, с этой лакированной вещицы палешанина Бориса КУКУЛИЕВА нам улыбается первый космонавт.
Два века России, два её мира — дореволюционный и советский — запечатлены в лаковых миниатюрах на шкатулках, коробочках, пудреницах, панно, кошельках, бисерницах и даже шашках. Эти «шайбочки» из папье-маше созданы в первой половине XIX века. Каждая из них пленяет индивидуальным «портретиком» доброго молодца и красной девицы.
Дамы выйдут в дамки? Расписные лаковые шашки XIX века. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
Куратор выставки, завотделом художественного металла Музея изобразительных искусств Ксения ГИЛЁВА рассказала, как развивалось лакирное дело в России, остановившись у этой витрины «лукутинских лаков», производства, которому вместе с «вишняковскими лаками» суждено было в ХХ веке стать славным Федоскино. Но сначала здесь на отлакированную поверхность просто приклеивали картинку и снова покрывали лаком. А потом перешли к росписи непосредственно поверхности готового изделия всё из того же вручную созданного материала, лёгкого и недорогого. Портреты простолюдинов и русских царей, копии известных картин, бытовые сцены из народной жизни и барских развлечений. Любимые во все времена сказки и образы своего конкретного времени. Здесь нет авторских подписных работ, «авторство» принадлежит владельцу фабрики.
Ксения ГИЛЁВА рассказывает о мастерах лакирного дела. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.
А вот в «советском» зале художники, запечатлевшие в миниатюре героев русских сказок, былин, великих писателей и артистов, эпизоды новой жизни, новых героев названы пофамильно. «Лакирное дело…» — музейная выставка из частной коллекции. Сам коллекционер, москвич Илья СБРУЕВ представил нам несколько редких экземпляров своего обширного собрания. Тарелка с «краснознамённой» росписью и шкатулка с ленинским портретом выполнены в 1923 году художником из Мстёры Александром БРЯГИНЫМ. Это, пожалуй, единственные экземпляры росписи по дереву, представленные на выставке. Мастер попробовал и… отказался от этого материала, снова обратившись к «холсту» из папье-маше. Довольно большая шкатулка с изображением жанровой картины создана в 1937 году палехским мастером Иваном ВАКУРОВЫМ. Барышня в матроске спряталась среди деревьев и наблюдает, как юный рыбак в простецкой одежонке сильным ударом сбрасывает в воду заносчивого щёголя. Оказалось, это не картина, а иллюстрация на папье-маше к роману Николая ОСТРОВСКОГО «Как закалялась сталь»: Тоня Туманова, Павка Корчагин, Виктор Лещинский…
Федоскинская миниатюра выполнялась масляными красками, а вот в Палехе, Холуе, Мстёре, издавна славившихся своими иконописцами (богомазами по-старинному), остались верны темпере. Со временем утилитарность всех этих портсигаров, коробочек, чайниц, лотков ушла на второй план. На первый вышло виртуозное мастерство, с которым выполнены эти предметы из коллекции музейного достоинства. Удлинённые пропорции, изящество фигур персонажей, летящие складки плащей и платьев, прописанность деталей (под лупой!), особый свет — эта лакированная сказочность осталась на все времена.
Надеть бы тот кивер с чёрным лаковым козырьком, с которого всё началось. И «взять под козырёк» — отдать честь лакирных дел мастерам двух веков, сохранившим в миниатюре красу родной земли.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|