12 июня 2017, понедельник, 20:39
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Два века в лаке: от кивера до космоса

Екатерина ШАКШИНА, 9 марта 2017
«Гагарин» палехского художника Бориса КУКУЛИЕВА. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Выставка «Лакирное дело. Русская лаковая миниатюра XIX—ХХ веков» в Музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) предметно знакомит с историей уникального художественного промысла с истинно национальным колоритом.

Поговорку «Начать от печки» на этой выставке придётся перефразировать. Всё началось «от козырька». Московский купец Пётр КОРОБОВ начал своё лакирное дело именно с козырьков из папье-маше для воинских фуражек и киверов, которые сверкали чёрным лаком на солнце не хуже сабель. В Европе тем временем вошли в обиход табакерки, украшенные рисунками. Наш предприимчивый купец, знающий падкость соотечественников на чужеземную моду, стал по-своему внедрять её на родных просторах с 1793 года. И не ошибся. Расписные лаковые изделия из папье-маше сразу понравились и раскупались влёт.

Два века России уместились в миниатюрах мастеров первых лакирных фабрик ЛУКУТИНЫХ (наследников Коробова) и ВИШНЯКОВЫХ и сформировавшихся позже центров этого промысла, существующих по сей день, — знаменитых Федоскино, Палеха, Холуя, Мстёры. Библейские сюжеты здесь сменяются хороводами, тройками, пирами, сказочными сюжетами. А во второй половине ХХ века являются покорители космоса, похожие по русской лакирной традиции на былинных богатырей. Так, с этой лакированной вещицы палешанина Бориса КУКУЛИЕВА нам улыбается первый космонавт.

Два века России, два её мира — дореволюционный и советский — запечатлены в лаковых миниатюрах на шкатулках, коробочках, пудреницах, панно, кошельках, бисерницах и даже шашках. Эти «шайбочки» из папье-маше созданы в первой половине XIX века. Каждая из них пленяет индивидуальным «портретиком» доброго молодца и красной девицы.

Дамы выйдут в дамки? Расписные лаковые шашки XIX века. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Куратор выставки, завотделом художественного металла Музея изобразительных искусств Ксения ГИЛЁВА рассказала, как развивалось лакирное дело в России, остановившись у этой витрины «лукутинских лаков», производства, которому вместе с «вишняковскими лаками» суждено было в ХХ веке стать славным Федоскино. Но сначала здесь на отлакированную поверхность просто приклеивали картинку и снова покрывали лаком. А потом перешли к росписи непосредственно поверхности готового изделия всё из того же вручную созданного материала, лёгкого и недорогого. Портреты простолюдинов и русских царей, копии известных картин, бытовые сцены из народной жизни и барских развлечений. Любимые во все времена сказки и образы своего конкретного времени. Здесь нет авторских подписных работ, «авторство» принадлежит владельцу фабрики.

Ксения ГИЛЁВА рассказывает о мастерах лакирного дела. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

А вот в «советском» зале художники, запечатлевшие в миниатюре героев русских сказок, былин, великих писателей и артистов, эпизоды новой жизни, новых героев названы пофамильно. «Лакирное дело…» — музейная выставка из частной коллекции. Сам коллекционер, москвич Илья СБРУЕВ представил нам несколько редких экземпляров своего обширного собрания. Тарелка с «краснознамённой» росписью и шкатулка с ленинским портретом выполнены в 1923 году художником из Мстёры Александром БРЯГИНЫМ. Это, пожалуй, единственные экземпляры росписи по дереву, представленные на выставке. Мастер попробовал и… отказался от этого материала, снова обратившись к «холсту» из папье-маше. Довольно большая шкатулка с изображением жанровой картины создана в 1937 году палехским мастером Иваном ВАКУРОВЫМ. Барышня в матроске спряталась среди деревьев и наблюдает, как юный рыбак в простецкой одежонке сильным ударом сбрасывает в воду заносчивого щёголя. Оказалось, это не картина, а иллюстрация на папье-маше к роману Николая ОСТРОВСКОГО «Как закалялась сталь»: Тоня Туманова, Павка Корчагин, Виктор Лещинский…

Федоскинская миниатюра выполнялась масляными красками, а вот в Палехе, Холуе, Мстёре, издавна славившихся своими иконописцами (богомазами по-старинному), остались верны темпере. Со временем утилитарность всех этих портсигаров, коробочек, чайниц, лотков ушла на второй план. На первый вышло виртуозное мастерство, с которым выполнены эти предметы из коллекции музейного достоинства. Удлинённые пропорции, изящество фигур персонажей, летящие складки плащей и платьев, прописанность деталей (под лупой!), особый свет — эта лакированная сказочность осталась на все времена.

Надеть бы тот кивер с чёрным лаковым козырьком, с которого всё началось. И «взять под козырёк» — отдать честь лакирных дел мастерам двух веков, сохранившим в миниатюре красу родной земли.



Новости по теме

Звучат акварельные «Мелодии лета» Содержит Фото Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 9 марта 2017
Выставка открыта для посещения до 30 апреля.
Дартя ЕЛИСЕЕВА «инструктирует», как радоваться каждому дню.
Навигатор по «мелким» радостям Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 11 февраля 2017
9 февраля в Музее изобразительных искусств открылась выставка "Радость".
Лакировщики жестяной действительности Содержит Видео Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 25 января 2017
Выставка «Жесть благородная» сформирована из экспонатов собрания Краеведческого музея при участии четырёх екатеринбургских коллекционеров.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook