12 июня 2017, понедельник, 20:58
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Пешком с Остоженки на Вайнера

Пройтись предлагает новая выставка Екатерина ШАКШИНА, 31 марта 2017
Старик БУКАШКИН как «гений места» в екатеринбургском пейзаже. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Кто-то удивится: «Остоженка в Москве, улица Вайнера — у нас. Как такое возможно?» Легко. Пешую прогулку по старым московским улицам, мимо старинных домов Екатеринбурга да ещё и по маленьким городкам близ Москвы и Владимира теперь можно совершить на выставке «Образ города. Екатеринбург. Москва. Провинция» в Ельцин Центре (ул. Б. Ельцина, 3). Экспозиция в Круглом зале открылась 30 марта, будет с нами целый месяц, и вход сюда свободный.

Московская художница Алёна ДЕРГИЛЁВА в третий раз приезжает в наш город. Он ей открывался, откликался, позировал. Его «портреты» украсили весь прошлый год обладателям календаря-2016, который издал Ельцин Центр. Нынешний, 2017 год явился нам подобным же календарём, но с 12 московскими «портретами». Персональных выставок на счету художницы, награждённой медалью Российской академии художеств «Достойному», отмеченной множеством других профессиональных наград, — более двадцати: в Москве, Хельсинки, Париже… Её произведения находятся в Третьяковской галерее, в музеях — Государственном историческом, Московского Кремля, истории Москвы, в европейских музейных и частных коллекциях, в странах Азии, в США. При этом почётный академик Российской академии художеств Алёна Дергилёва вовсе не считает календари «низким жанром». По сути, это художественные каталоги её работ 2015—2016 года.

Выставка «Екатеринбург. Москва. Провинция» для художницы — первая в Екатеринбурге. Алёна Дергилёва вместе с нами прошла с Остоженки, Маросейки, Покровки, Солянки на улицы Вайнера, 8 Марта, Чапаева…

Алёна ДЕРГИЛЁВА на фоне своего акварельного Екатеринбурга. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

— Москва — мой родной город, моя постоянная тема. В провинциальных городках — Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Зарайске — делала офорты с конца 1980-х, прямо с натуры, расцвечивала оттиски акварелью. Бывало, подходили прохожие, удивлялись: «Ты зачем это рисуешь? Что интересного в старье?..» А мне была видна интересная красота, хотелось сохранить «старьё», которое сегодня уже почти исчезло, — рассказывает Алёна. — И Екатеринбург — интересный город. Искала и нашла места, которые позволили его почувствовать.

Московский «тихий центр» у Алёны Дергилёвой очень человечен. Да, это дома, по выражению художницы, «с морщинистыми стенами». Они похожи на стариков, проживших трудную, но хорошую жизнь, не ставших жёлчными брюзгами. Никуда не спрячешь это благородство архитектуры, пусть и обветшавшей. И совершенно ясно, что люди из этих домов, гуляющие с детьми, с собаками, спешащие по делам, живут здесь, в «своей Москве», как в отчем гнезде.

Москва домашняя, акварельная не контрастирует с Екатеринбургом, а плавно перетекает на его акварельные же улицы по окружности Круглого зала Ельцин Центра. В Екатеринбурге немало своих признанных «портретистов города» — например, Алексей РЫЖКОВ, Алексей ЕФРЕМОВ. Художник Дергилёва представила привычное как нечто сказочно интересное. У неё не «Москва вообще» и не «вообще Екатеринбург», а конкретные адреса. Вот «дом-комод» на московской Покровке, а вот дом № 24 на нашей улице 8 Марта — бывший дом купца БУХОНИНА. Дом городского головы СИМАНОВА — с чугунным балкончиком, изящной лепниной на фронтоне, с прозябшей от морозов и промокшей от дождей бледно-зелёной штукатуркой. А этот гордый мужик-кариатида, не теряя осанки и достоинства, всё ещё держит на своём темечке «архитектурные излишества» старого екатеринбургского особняка. И в арке дома на Ленина, 5 Старик БУКАШКИН всё ещё играет на мандолине — как гигантский цветной весёлый «гений места».

Дар художницы — «чувство города» — давно отметили искусствоведы. Сама Алёна рассказала, что кто-то из специалистов определил её стиль довольно причудливо — лирический гротеск. Что ж, если из гротеска взять такую его «деталь», как соединение сказочного и реального, то можно с определением согласиться. А «любовная» лирика здесь просто неоспорима.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook