27 мая 2017, суббота, 16:49
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Оглянуться на «Орфея»

Екатерина ШАКШИНА, 10 апреля 2017
Бронзовый «Орфей» похож на своего создателя. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Эвридика не смогла покинуть Царство мёртвых. Покорив самого Аида своим пением и игрой на лире, Орфей нарушил условие дарованной только ему милости — вернуть к жизни возлюбленную: не оглядываться. Он оглянулся. На бронзового «Орфея», созданного Эрнстом НЕИЗВЕСТНЫМ, оглядываться можно и нужно.

Орфей остался в мифе олицетворением волшебной силы искусства. Наш великий земляк остался в мире, в России, в родном ему Екатеринбурге реальным гением искусства, которому служил всю свою многотрудную жизнь. Его бронзовый Орфей, преодолевая невероятную боль, разрывает рукой грудную клетку и играет на струнах души. Потому эта музыка так сильна. И он, и его создатель уже никогда не исчезнут. Они бессмертны, они с живыми.

«Орфей» — одна из самых известных работ великого скульптора, художника, философа. Он вновь стал экспонатом выставки, которая впервые представляет работы Эрнста Неизвестного в новом пространстве — в Арт-галерее Ельцин Центра (ул. Б. Ельцина, 3).

Выставка называется просто: «Неизвестный». Но не просто так. Её куратор, руководитель выставочной деятельности Ельцин Центра Илья ШИПИЛОВСКИХ объяснил нам:

— Открытие Художественного музея Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге в 2013 году стало большим культурным событием. Но музейные экспозиции, выставки в его стенах не отменяют необходимости обращаться к творчеству скульптора в других пространствах, в другом формате. Тем более в нашем городе, где он родился. На выставке «Неизвестный», оформленной как своего рода большая мастерская художника, мы представили и знакомые екатеринбуржцам работы из музея имени скульптора, из собраний Краеведческого музея и Екатеринбургской галереи современного искусства, и те, что широкая публика ещё не видела — из музейных и частных собраний Москвы, Челябинска, Тольятти… Они задают новый вектор зрительского внимания к творениям Эрнста Неизвестного.

Серия литографий 1990-х — о крушении стен. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Здесь 92 экспоната — столько, сколько лет исполнилось бы Эрнсту Иосифовичу Неизвестному (9 апреля 1925 года — 9 августа 2016 года) в день рождения 2017 года. Экспозиция дополнена содержательным текстовым рядом, созданным екатеринбургским журналистом и писателем, автором двух книг о скульпторе Юлией МАТАФОНОВОЙ. И новичок, и посвящённый зритель прочтут и вспомнят все вехи его жизни, военной и мирной, на родине и на чужбине, этапы творчества. А визуально мы погружаемся в состояния героев, изваянных и нарисованных Неизвестным с таким яростным талантом. Это цветные литографии, посвящённые «крушению стен» — крушению коммунистических режимов. Это создание одной из главных тем — «Сердце Христа». Ранние вещи, малая пластика, попытки трёхмерного освоения мира в гипсе и бронзе, опыты, эксперименты, триумфы… Проходящие сквозь стену, оставляющие на этих враждебных стенах куски плоти. Кентавры, мудрые, сопротивляющиеся глупости и несправедливости, в вечной драме «раздвоения» и в кратком мгновении любви с прижатым к груди белым цветком. И впервые представленный у нас скульптурный портрет первого президента России с опорой на постамент из «уральских гор».

Скульптурный портрет Бориса ЕЛЬЦИНА. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Знакомые незнакомцы, известные неизвестные, которые открываются взгляду всякий раз иначе. И «Орфей», на которого, уходя, хочется оглянуться. Можно, нужно. Он в вечности и с нами.

Екатерина ШАКШИНА.

В тему

Свидетельство в бронзе — памяти и признания

На доме № 30 на ул. Физкультурников, где с 1937 по 1945 годы жил со своими родными скульптор, художник и философ Эрнст НЕИЗВЕСТНЫЙ, в полдень 9 апреля открыли памятную мемориальную доску. В день, когда Неизвестному исполнилось бы 92 года.

На бронзовом барельефе пермского скульптора Алексея ЗАЛАЗАЕВА наш всемирно известный земляк изображён в мастерской, среди эскизов, в том числе посвящённых жертвам политических репрессий. На церемонии открытия друг Неизвестного — народный художник России Виталий ВОЛОВИЧ сказал:

— Культура города в значительной степени определяется тем, как в этом городе относятся к людям, делающим эту культуру. Я счастлив, что ещё при жизни Неизвестного в Екатеринбурге был открыт его музей. А эта памятная доска — новое свидетельство признания искусства Эрнста Иосифовича, и жизнь, и творчество которого были подвигом.

Виталий ВОЛОВИЧ на открытии мемориальной доски. Фото: Станислав БЕССОНОВ.

В церемонии также приняли участие министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА, глава Екатеринбурга — председатель Екатеринбургской городской Думы Евгений РОЙЗМАН, двоюродная племянница Эрнста Иосифовича Наталья НЕИЗВЕСТНОВА, а также те, кто был лично знаком с мастером, поддерживал с ним дружеские связи.

Станислав БЕССОНОВ.



Новости по теме

Мемориальная доска появится на доме Эрнста Неизвестного Служба репортёров, 3 апреля 2017
На здании № 30 по ул. Физкультурников.
Мечта с ювелирной точностью Содержит Фото Она воссоздана в непривычном для декоративно-прикладного искусства виде — скульптуре Екатерина ШАКШИНА, 12 января 2017
Персональная выставка Дениса СОЗИНА названа по имени титульной работы.
Портрет Эрнста НЕИЗВЕСТНОГО в Художественном музее его имени.
Символ целой эпохи Служба репортёров, 10 августа 2016
Легендарный скульптор родился в Свердловске.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook