30 августа 2017, среда, 11:11
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

«Чёрная манера» включает свет

Екатерина ШАКШИНА, 21 августа 2017
Марк ФРИЗИНГ, Марина ЛАЗАРЕВА и Нан МАЛДЕР получают почётные знаки фестиваля от Никиты КОРЫТИНА. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Первые события IV Международного фестиваля меццо-тинто начались 18 августа, накануне Дня города, и развивались по нарастающей в День города, 19 августа, продолжились с не меньшей интенсивностью 20 августа. И это — далеко не финал. Фестиваль организован Екатеринбургским музеем изобразительных искусств (ЕМИИ) под эгидой Администрации города Екатеринбурга. Выставки, экскурсии, мастер-классы будут проходить в ЕМИИ (ул. Воеводина, 5) до 24 сентября, а в Музее архитектуры и дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета (ул. Горького, 4а) — до 10 сентября. Причём «многоэтажно» — во всех залах на двух этажах обоих музеев.

Михаил МАТВЕЕВ приветствует фестиваль. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Столица Урала в четвёртый раз стала столицей мирового меццо-тинто, принимая работы 87 графиков из 32 стран и очень многих участников фестиваля персонально. Значимость события была подчёркнута самим местом проведения его официального открытия: в главном зале ЕМИИ, рядом с шедевром с мировым именем — Каслинским чугунным павильоном. Заместитель главы Администрации города Екатеринбурга по социальным вопросам Михаил МАТВЕЕВ, приветствуя фестиваль, с гордостью отметил, что этот международный форум родился и так успешно развивается именно в Екатеринбурге, в его муниципальном музее, и символично, что в 2017 году он стартовал накануне Дня города. В празднике открытия приняли участие начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ, ректор УралГАХУ Сергей ПОСТНИКОВ, генеральный консул Германии в Екатеринбурге Штефан КАЙЛЬ.

Директор ЕМИИ Никита КОРЫТИН представил собравшимся участников, которые внесли в екатеринбургский фестиваль драгоценный вклад поддержки, творчества, сотворчества. Особенный человек для нашего «меццо-тинто» — Мартин МИТЧЕЛЛ (Великобритания), участник нынешнего открытого конкурса. Несмотря на то, что он передвигается в инвалидной коляске, этот меццотинтист активно работает и уже второй раз самостоятельно приезжает к нам из Англии. Почётный знак фестиваля — очень красивый, в стилистике меццо-тинто — Никита Корытин вручил первому лауреату фестиваля, постоянному его участнику Марку ФРИЗИНГУ (Люксембург), двум меццотинтистам, активистам фестиваля из России и Нидерландов — Марине ЛАЗАРЕВОЙ и Нан МАЛДЕР. Меццо-тинто при всей своей изысканности, элитарности — тяжёлая «мужская» работа, но эти художницы творят не по-женски мощно и по-женски тонко.

«Хрупкость» из «Парадокса». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Семьсот произведений — конкурсных, выставочных, исторических — потребовали обширного экспозиционного пространства. Таких художников в мире, наверное, всего сотня-другая, настолько трудозатратна и сложна эта графическая техника, которую иначе называют «чёрной манерой» — manera negra. Они неустанно, с непреходящей любовью трудятся в избранной манере, и за два года, миновавших с третьего фестиваля в Екатеринбурге, создали множество новых гравюр. По традиции, в музейных залах представлены и работы лауреатов предыдущего фестиваля персональными выставками. Это Арт ВЕРГЕР (США). Только один его «Прилив» — зрелище, от которого невозможно оторвать взгляд. Художник создал на медной доске и поместил на бумажный лист целый мир. Он наплывает причудливыми «кудрявыми» волнами, готовый забрать с собой, он тревожит и влечёт, и напрягает, и освобождает то, что тебе в самом себе было до этой минуты созерцания неведомо. Это Лео РОДРИГЕС (Мексика), умеющий передать в меди, в темноте и свете даже мечту кузнечика. Это аргентинка Дебора ЧАПМАН с её фантастически захватывающими композициями, это Ифа ЛЕЙТОН (Ирландия) со своими меццотинтовыми «нежностями».

Меццо-тинто Деборы ЧАПМАН. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Среди «персоналок» и работы просто персональные — авторские проекты. Каролина КУНДЕРС из Нидерландов удивила нынче огромным, составленным из восьми листов экспериментом «Узор», декоративным и образным одновременно. А Марина Лазарева на сей раз представила «Крымский альбом» в «соавторстве» с Иваном БУНИНЫМ — его стихами. И, конечно, это — «Парадокс». Хашми АЗЗА, марокканец по рождению, живущий в Бельгии, много работающий в Германии, подарил Екатеринбургскому музею изобразительных искусств 150 своих работ в технике меццо-тинто. Работы, которые, в сущности, представляют поэтапно всю жизнь художника, его поиски, его разные манеры в «чёрной манере». Очень интересен диалог с великими, его игра в меццо-тинто с Леонардо ДА ВИНЧИ («Завещание», где Мона Лиза улыбается нам из стеклянной консервной банки), или с Сальвадором ДАЛИ, или с Пабло ПИКАССО… Завораживают его разрезанные «по живому» фрукты, его образы хрупкости — яичная скорлупа, тонконогий бокал, словно это не предметы, а чьи-то надломленные судьбы.

Хашми АЗЗА на фоне своей выставки «Парадокс». Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

«Парадокс» — очень точное название и очень подходящее всему фестивалю меццо-тинто. Ведь и сама эта «чёрная манера» — парадоксальна по своей технике, отличной от других видов печатной графики. Храбрецы-меццотинтисты не боятся темноты (это, кстати, хэштег фестиваля: #янебоюсьтемноты) — она их исток, их основа. Работая «качалкой» на медной доске, они «включают свет», извлекая его из бархатистой тьмы. Зернистая поверхность передаст все оттенки чёрного, а гладкая останется светом. Как это происходит в реальности, можно было увидеть на мастер-классах меццотинтистов в музее — «Медь, бумага, два вала». А «Исторический проект» в ЕМИИ представляет историю техники и произведения из собрания Российской государственной библиотеки (Москва) — работы, созданные гравёрами в первые десятилетия вслед за изобретением «чёрной манеры» в XVII веке.

В зале «Исторического проекта» расположился действующий печатный станок. Фото: Алина ШЕШЕНЯ.

Фестиваль — это ещё и конкурс. «Открытый конкурс» продолжает демонстрироваться в Музее архитектуры и дизайна. А 19 августа международное жюри уже назвало его победителей. Гран-при — Микио ВАТАНАБЭ (Япония—Франция). Премия «За конгениальность техники и образного решения» — Гюнтарс ЗИТИНС (Латвия). Премия «За верность традиции и совершенство графического мастерства» — Ирлинг ВАЛТИРСОН (Норвегия). Премия «За оригинальность авторской версии и преодоление классических стереотипов» — Томаш ВИНЯРСКИ (Польша).

Меццо-тинто — звучит так музыкально: виолончельный «сумрачный» голос — «меццо», медный перезвон колокольчиков — «тинто». Позывные прозвучали, надо вглядеться в меццо-тинто. В «чёрную манеру» этих мастеров, которая способна зажечь фантазию и включить свет в душе.



Новости по теме

«Лёгкая жизнь» (2016 г.) — меццо-тинто французского участника фестиваля Пьера ВАКЕ.
Марафон меццо-тинто стартует в День города Содержит Фото Соб. инф., 17 августа 2017
В четвёртый раз Екатеринбург принимает Международный фестиваль меццо-тинто.
L
В Музей ИЗО прибыла бесценная посылка — 130 работ Хашми Азза Содержит Фото Гравюры будут представлены в рамках выставки «Парадокс» Служба репортёров, 2 августа 2017
Работы выполнены в духе сюрреализма.
Глеб БЕЛИМОВ участвует в создании меццо-тинто.
Свет из темноты «Ночи…» Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 22 мая 2017
Проект «Ночь музеев в Екатеринбурге» состоялся уже в 11-й раз.
Меццо-тинто из одноэтажной Америки Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 20 августа 2015
Сан-Хуан-Баутиста собрался и приехал к нам.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook