12 декабря 2017, вторник, 14:58

Серьёзная игра в фантики на биеннале

Музей этикетки представляет выставку «Время выбирать» Соб. инф., 24 августа 2017
Джоконда как Алёнка в интерпретации Евгении АКУЛОВОЙ. Фото: предоставлено организаторами.

Уральская индустриальная биеннале современного искусства начнётся 14 сентября — уже в 4-й раз. Её инициатор и главный организатор — Уральский филиал Государственного центра современного искусства. С самой первой биеннале в 2010 году масштабный беспрецедентный проект проходит при поддержке Администрации города Екатеринбурга. Тема нынешнего международного события — «Новая грамотность». Ей посвящена не только основная программа, но и мероприятия параллельной, которые традиционно сопровождают Уральскую индустриальную — единственную по своей «специализации» в мировой семье художественных биеннале. Параллельная программа уже началась.

Музей этикетки (Шефская, 2 г—4), как сообщила нам пресс-атташе мероприятия Ксения ПОЛЬ, открывает 25 августа выставку «Время собирать». Выставка продолжит работу и в течение 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства до 20 октября. Посещение свободное — с 10.00 до 17.00, однако необходима предварительная запись:+7 (343) 368-77-03 или +7 (912) 24 51 679.

Организаторы подробно рассказали для читателей «Вечернего Екатеринбурга» об этой экспозиции. Она полностью «вписана» и в индустриальную специфику, и в тему «новой грамотности». В брендах, товарных знаках, в фантиках и упаковке из собрания Музея этикетки представлена российская история от XIX века до нашего столетия включительно. Первые этикетки были напрямую связаны с грамотностью общества. В царской России они обучали грамоте и счёту, как карамель «Азбучная». Рассказывали о странах и народах, иллюстрировали литературные произведения. «Грамотный — обучи неграмотного!» — такой призыв был напечатан на конфетных фантиках 1920—1930-х в пору тотальных мероприятий по ликвидации неграмотности. Поэт Владимир МАЯКОВСКИЙ активно работал на рекламу советской продукции, например, в серии упаковок для Моссельпрома. В эпоху СССР упаковка стала транслировать идеологическую грамотность советскому народу, демонстрируя новых героев и новые символы, успехи и достижения государства. Фантики и этикетки, посвящённые литературе, технике безопасности и правилам дорожного движения, вполне могли служить дидактическим пособием.

«Время собирать время!» — такой девиз у этого выставочного проекта параллельной программы 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства. Он наглядно демонстрирует, как коллекционеры, современные охотники за артефактами собирают время — создают коллекцию представлений о нашем прошлом и нашем настоящем. Здесь каждый экспонат, каждая этикетка, каждый предмет массовой культуры, рекламной графики, словно рупор времени, отражает свою эпоху, диагностирует время и общество — с его пороками и достижениями, героями и идолами, мечтами тайными и явными.

В XXI столетии усилия «охотника за сокровищами», собирателя и коллекционера, направлен не только на уникальные предметы искусства, но успешно реализуется в пространстве массовой материальной культуры. В проекте, отмечают организаторы выставки, «Новая грамотность» выступает как свод правил, устанавливающих принципы каталогизации и эстетизации актуальной повседневности, руководство к действию и собственно существованию такой формы культурной активности, как коллекционирование, в мире настоящего и мире ближайшего будущего. «Время собирать» — это отчасти и исследовательский проект, обращённый к истории и современной практике производства массовой тиражной культуры.

Приглашённый гость проекта — Евгения АКУЛОВА, художник, хорошо знакомый екатеринбургским зрителям. Специально для выставки «Время собирать» параллельной программы биеннале в Музее этикетки, Евгения создала работы, отсылающие зрителя к основной теме «Новая грамотность». Эта тема в прочтении Акуловой — возможность познакомить зрителя с образами классического искусства через этикетки и упаковки продуктов массового потребления. Так, представляя свою версию упаковки знакомого всем с детства шоколада «Аленка», она совмещает его с другим архетипичным образом: Мона Лиза Джоконда Леонардо ДА ВИНЧИ. Одновременно эта Алёнка-Джоконда перекликается с серией работ Энди УОРХОЛА, посвящённых Мэрилин МОНРО... А основой для этикетки конфеты «Коровка» послужила картина самой Акуловой, на которой изображен фрагмент барельефа фриза храма Афины работы ФИДИЯ. Переводя образы и коды классического искусства разных веков в сферу массового потребления, художник делает их своеобразным доступным «алфавитом» и вносит свой вклад в «новую грамотность» зрителя.

Музей этикетки предлагает посетителям принять участие в проекте не только в качестве зрителей, а выступить в роли соучастника создания коллекции настоящего. Каждый желающий может принести экспонат (этикетку, упаковку, предмет массового тиражного производства) для выставки, с комментарием о месте, значении этого предмета в большой или личной истории, о любимом вкусе детства или лучшей упаковке XXI века.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF