22 ноября 2017, среда, 10:48

«Грамотность» из будущего для настоящего

Екатерина ШАКШИНА, 12 сентября 2017
Основная площадка биеннале — и не скажешь, что это заводское здание… Фото: предоставлено УралГЦСИ.

Будущее приходит сегодня. 14 сентября начинает работу 4-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства со своей главной темой «Новая грамотность». 13 сентября в лекционном зале основной резиденции биеннале в здании бывшего Приборостроительного завода (ул. Горького, 17) открывается интеллектуальная платформа 4-й Уральской — симпозиум «Повседневная революция» при свободном входе всех желающих.

В течение четырёх дней здесь пройдёт целая серия открытых докладов, лекций и семинаров участников из России, Европы, США — философов, историков, исследователей и практиков искусства и новых коммуникативных связей. В своих выступлениях они раскроют одну из сторон «Новой грамотности» — медиа. И это действительно всего лишь часть масштабной темы…

Всесторонне о 4-й Уральской биеннале накануне всех открытий, 12 сентября, в пресс-центре ТАСС рассказали те, кто непосредственно причастен к её организации, финансовой и моральной поддержке: министр культуры Свердловской области Светлана УЧАЙКИНА; начальник Управления культуры Администрации города Екатеринбурга Татьяна ЯРОШЕВСКАЯ; директор государственного музейно-выставочного объединения РОСИЗО-ГЦСИ Сергей ПЕРОВ. И те, кто лично создавал биеннале, выстраивал её от концепции до экспозиций — комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства Алиса ПРУДНИКОВА и куратор основного проекта Жоан РИБАС, заместитель директора музея современного искусства в городе Порту (Португалия).

Тема «Новая грамотность» посвящена близкому будущему, которое уже заявило о себе сегодня и вводит в оборот новый язык — не только художественный, но и человеческих взаимоотношений. Уральская биеннале и сама, начиная с 2010 года, освоила новый язык коммуникаций, позволивший в 2017-м, укрепляя наработанные связи, ставшие теперь дружескими, привлечь новых крупных партнёров, связанных с производством, бизнесом. Маршрут 4-й биеннале по городам Большого Урала — это 19 000 километров. Более 20 городов с действующими предприятиями, старыми демидовскими заводами стали для художников арт-резиденциями. Они представляют свои произведения и там, где творили, и на итоговой выставке в Екатеринбурге.

Пресс-конференция организаторов 4-й Уральской биеннале. Фото: Екатерина ШАКШИНА.

Всё и началось в Екатеринбурге, с инициативы и огромной работы Уральского филиала Государственного Центра современного искусства, при поддержке Администрации города 7 лет назад. За это время биеннале воспитала своего зрителя, изменила горожан, которые стали ещё более открытыми новому в искусстве, активнее интересуются и многими другими необычными проектами. Уральская биеннале — не только уральская. Это событие федерального масштаба, завоевавшее авторитет в международной семье биеннале.

Четыре выставки откроются на основной площадке биеннале — в здании бывшего Приборостроительного завода. Основной проект «Новая грамотность» представит работы художников из 19 стран. Один объект выйдет из помещения под небеса — он должен появиться на заводской крыше. Екатеринбургский художник Тимофей РАДЯ предпочёл, по словам кураторов, чтобы мы не рассказ о нём услышали, а увидели собственными глазами. А вот выставка «Приручая пустоту» в пространстве самого организатора всей биеннале УралГЦСИ (ул. Добролюбова, 19а) скоро поедет в Москву и будет представлена в выставочном зале РОСИЗО-ГЦСИ. Биеннале прирастает столицей.

Будут работать 23 проекта параллельной программы «Новой грамотности» — в музеях, на улице, на сценах, выездные. Симпозиум интеллектуальной платформы даёт старт новому проекту «Университет биеннале», который можно посещать с… трёх лет. Семейные программы для всех будут вести модераторы, которые умеют рассказать о современном искусстве человеку с любым уровнем грамотности в этом непростом предмете. Во время биеннале, которая продлится до 12 ноября, открывается программа «Центральная заводская лаборатория» — для подростков, быть может, будущих творцов современного искусства, желающих попробовать себя в этом будущем здесь и сейчас.

Комиссар Уральской биеннале Алиса ПРУДНИКОВА и куратор основного проекта Жоан РИБАС. Фото: предоставлено УралГЦСИ.

Куратор основного проекта Жоан Рибас завершил встречу личным признанием об опыте «Новой грамотности»:

— Когда я впервые попал в здание завода, то сразу обратил внимание на многочисленные часы, которые остановились в разное время. На одних стрелки показывали два часа, на других был полдень, на третьих — 9 часов. Это было путешествие во времени. И наш проект в заводском здании тоже такое путешествие, где мы, не отвергая ушедшего, ощущаем будущее, которое ещё не настало. Пытаемся освоить его язык, на котором, кстати, мы все, не замечая этого, уже начинаем говорить.

Будущее наступает. Словарь новой грамотности перед нами, надо только внимательно вглядеться в его открытые страницы и постараться прочитать. Не ставя рекорды скорочтения, с напряжённым трудом разума, эмоций, зрения, по слогам, по словечку… Но пусть это будет чтение с искренним интересом и желанием понять новое, пока ещё не укладывающееся в привычные представления о жизни, человеке, об искусстве.



Новости по теме

Репетиция оркестра.
Оратория на нескольких языках Содержит Фото Екатерина ШАКШИНА, 11 сентября 2017
Премьера оратории «Огни Урала» состоится в день открытия 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Посетители изучают музей, а музей — посетителей.
Наблюдение за наблюдателями — с двух сторон Соб. инф., 7 сентября 2017
«В параллель» биеннале Музей изобразительных искусств представил проект «Музей: включённое наблюдение».
В 2012 году организаторы Уральской биеннале ставили балет в цехе Уралтрансмаша.
Четвёртая биеннале вовлечёт в свою орбиту 27 уральских городов Дмитрий МИГАЛИН, 30 августа 2017
В качестве основной площадки выбрано здание Уральского приборостроительного завода.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF