16 ноября 2016, среда, 11:57
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

Кто живёт на другой стороне Земли?

Художники-фантазёры предположили, что скрывается за границей привычного Лилия МАЛЬГИНА, 21 марта 2012

В античные времена люди считали, что за границами их государства жизни как таковой не существует. А если она и есть, то формы имеет странные, необычные и уму простого человека не очень-то понятные.

Сегодня — спасибо Галилео ГАЛИЛЕЮ, Николаю КОПЕРНИКУ и прочим отважным астрономам — мир перед нами предстаёт безграничным. Круглым. И то, что на другой стороне Земли люди носят головы вполне человеческие, а не собачьи, и ходят не вверх тормашками, мы убедились не только в теории, но и на практике.

Однако сам по себе вопрос «А что же там, за границей?» будоражит творческие натуры, несмотря ни на полученные знания по географии, ни на всеохватность телевидения и Интернета, ни на туристическую доступность почти любой точки земного шара. Выставка-предположение «Другая сторона Земли» открылась в Свердловском областном краеведческом музее (ул. Малышева, 46) в понедельник, 19 марта, и пробудет здесь до середины апреля.

Так что есть реальная возможность посмотреть, к примеру, на этно-кубик Рубика Евгении ХРИСТОФИДИ и ответить самому себе: «Кто ты?»

Всё и началось с идеи екатеринбургской художницы-керамистки Евгении Христофиди. Обладательница греческих и украинских корней однажды задалась вопросом, можно ли с помощью воображения пересечь границы установленного? Реально ли, находясь в суровом и холодном климате Урала, благодаря творческому импульсу попасть в географически противоположную точку? Скажем, в Мексику? Оказалось, можно. Реально. Вокруг идейного вдохновителя и любительницы, к слову, реальных путешествий собралась группа энтузиастов, и в результате многомесячной работы родилась выставка.

Объединяет эти разнообразные по техникам предметы многое. Во-первых, конечно, нестандартность подхода к поставленной задаче. Вот, к примеру, «Чебуратор дикий», созданный воображением и руками уральского поэта и философа Александра ЧЕРЕПАНОВА. В керамической фигурке, лежащей средь экзотических глиняных фруктов, совмещены техногенное начало, свойственное культуре нового века, и неистовое стремление к природному, отличающее это же новое время. «Почему выбран именно такой персонаж? — «Отец» глиняного зверя, больше напоминающего инопланетянина, задумывается. — Наверное, меня вдохновили строки псковского поэта, у которого антиподы ходят по «другу». Что такое «друг» и как по нему ходить? Думая об этом, вдохновившись этим вопросом, я и лепил Чебуратора — хотя в керамике совершенный дилетант».

По словам Евгении Христофиди, в реализации творческих замыслов авторы — а их 10 человек — отошли от привычного для самовыражения языка. Вот сумочки, чехольчики и кошелёчки Юлии ЗОЛОТКОВОЙ. Уральская поэтесса, известная многим по публикациям в журнале «Урал», никогда не шила и не занималась декоративным творчеством всерьёз. А тут взяла и махом «сваяла» с десяток вещиц, каждую из которых, держу пари, оценят любители этно-стиля. Натуральные ткани природного цвета, украшения из ракушек, костяных бусин, каменьев навевают фантазии о жарких пустынях, влажных тропических лесах и прозрачных заливах, из которых новорождённые черепашки стремятся в большой океан.

— Другая сторона мира — не обязательно другая страна или континент, — замечает Евгения. — Это место, в принципе отличное от того, в котором ты находишься сейчас. Это взгляд чуть шире, смелость выйти дальше своих же собственных рамок и смелость заглянуть за установленные границы.

Вот в одной из витрин сидит керамический «Инопланетянин, нашедший банан». В больших глазах его удивление — то ли от неожиданной находки, то ли от нежданной встречи с двуногими землянами. Существо придумала 9-летняя Лера СОТНИКОВА — ученица студии керамики Евгении Христофиди и пятиклашка из 94-й гимназии. Педагог идею воспитанницы воплотила в глине, а организаторы перенесли на плакат — как главный и самый говорящий образ экспозиции.

Правда, не все представленные «детища» понятны с первого взгляда. Голубого цвета керамический куб, именованный как «Путь», и правда, будто идёт куда-то на своих трёх ногах, шестью ручками устремляясь к солнцу. А вот кубообразный глаз, висящий в центре, направлен на все шесть сторон, а на гранях фигуры висят-звенят глиняные бубенцы…

— Это концептуальная вещь, в которой каждый элемент имеет своё значение, — поясняет автор, студентка 4-го курса УрГАХА Алина ЛАНДАУ. — Ноги символизируют движение, руки — стремление взять от окружающего мира всё и всё же ему отдать. Глаз — желание видеть новое, а бубенчики — обозначить самое себя в пространстве…

Изначально творение носило название «Ничья вещь». «Кому мы принадлежим? Кто мы такие, и кто определяет наш путь? — Такими философскими вопросами определяет истинную суть куба автор. — Мы все ищем себя в самих себе же и зачастую… не находим».

Наши фантазёры (Наталья ДМАНЦЕВИЧ, Мария СЕМЁНКИНА, Ирина ТРИСАНТОВИЧ и другие) уверены, что творчество — это единственная область, в которой «другая сторона», даже оставаясь тёмной и непонятной, всегда позволяет открывать новые грани и выходить за границы привычного.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook