2 июля 2018, понедельник, 16:43

Авангардист второй волны возвращается

Выставка Алексея Константинова приурочена к его 90-летию Екатерина ШАКШИНА, 22 января 2018
Куратор выставки Виктор МАЛИНОВ провёл для нас первую экскурсию. Фото: Александр ИСАКОВ.

В Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) всего несколько дней назад завершился проект «Ясновидцы грядущего», представлявший русский авангард 1910—1920-х годов. Если бы мы не знали точно, что та выставка закрыта, что произведения из шести собраний страны разъехались по родным музеям, а екатеринбургские «ясновидцы» отдыхают после трёхмесячной с лишним работы… То, наверное, с ходу бы решили, оказавшись 19 января снова в тех самых «авангардистских» залах, что экспозиция продолжается, что она дополнена новыми произведениями.

Но всё не так. Авангард здесь присутствует, узнаваем, ассоциативен, но он из иного времени ХХ века — и это тоже очевидно: из его второй половины. Как сказал наш экскурсовод — куратор новой выставки, научный сотрудник отдела современного искусства ЕМИИ Виктор МАЛИНОВ, этого художника можно назвать авангардистом второй волны.

Выставка живописи и графики выдающегося уральского художника Алексея КОНСТАНТИНОВА (1927—1998) в муниципальном музее под патронатом Управления культуры Администрации города Екатеринбурга приурочена к 90-летию со дня рождения мастера. «Выдающийся» и даже «гений» — эти характеристики из уст коллег-художников сопутствовали Алексею Константинову при жизни. Но зрители работ Константинова почти не видели. Он очень редко участвовал в сборных экспозициях — не из принципа: просто не пропускали худсоветы, или пропускали «со скрипом». И при жизни у него не было ни одной персональной выставки. Виктор Малинов объяснил:

— Алексей Константинов был совершенно советским человеком, создавал произведения на советские темы, которые его искренне волновали. Например, целый цикл работ посвящён 60-летию советской власти. Но его творчество абсолютно не соответствовало методу социалистического реализма. Он видел и отражал мир иначе, чем было предписано канонами официального искусства. Он и не помышлял никого эпатировать, но мог работать только по-своему, создавать свою картину мира, где человек, пространство, время, движение существуют в единении и в экзистенциальных отношениях разлома старых структур, преодоления, сопротивления. В его картинах — монументальных, фигуративных и абстрактных — запечатлено драматическое рождение нового: человека, пространства, времени, движения…

2 Рождается новое времяРождается новое время… Фото: Александр ИСАКОВ.

Константинов родился на Алтае — в «месте силы», давшем миру немало мощных художников. Несмотря на юные годы, участвовал в Великой Отечественной войне, награждён. Приехал на Урал — учиться. Окончил с красным дипломом Свердловское художественное училище как станковый живописец, а затем как монументалист — Московский художественный институт имени В. И. Сурикова. На выставке в ЕМИИ представлены две работы «суриковского» периода — «Двое» и эскиз к диплому «В магазине», который он защитил с отличием. Это начало, это 60-е годы, ещё чуть-чуть «оттепельные», когда в столице бурлила художественная жизнь, и она, конечно, не могла пройти мимо молодого художника. А затем выпускник «Суриковки» вернулся на Урал, работал в мастерских художественного фонда в Нижнем Тагиле и прожил здесь всю жизнь.

Первая персональная выставка и состоялась в Нижнетагильском музее изобразительных искусств в 1999 году. Посмертная, других «персоналок» у художника Константинова не было. Были ещё после кончины — в 2000-м, в Екатеринбургском музее изобразительных искусств (ул. Вайнера, 11) и в 2016-м, в Екатеринбургской галерее современного искусства (ул. Красноармейская, 32). Пауза забвения затянулась. Но справедливость по отношению к «наследнику революционного авангарда», как называют Константинова специалисты, понемногу восстанавливается: в ноябре 2017-го экспозицией в Нижнем Тагиле и теперь новой выставкой в ЕМИИ.

Здесь, в екатеринбургском музее, куда художник вернулся через 18 лет, представлено 50 живописных и 20 графических произведений Алексея Константинова из частных коллекций и собрания Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Эти работы отражают разные этапы творчества художника, его философские и художественные искания смыслов и формы, векторы развития его самобытного пластического языка. Талант вёл художника за собой. Талант и художник были честны друг перед другом всегда. Растущее мастерство позволяло рискованно экспериментировать, но Константинов не чувствовал себя храбрецом, он просто работал так, как хотел, никакого риска не ощущая. «Опасность», видимо, была заметна лишь бдительным членам выставкомов, стоявших шлагбаумами на пути «идеологически чуждого» искусства. Ну как, помилуйте, можно представить зрителям такого ЛЕНИНА — не плакатного, не мудрого, а с лицом, искажённым невероятным напряжением момента?.. Или этих красногвардейцев, вооружённых винтовками, которые, кажется, с рёвом прут прямо на тебя и если не заколют штыками, то затопчут сапожищами…

4 Монументальное произведение к 60-летию советской властиМонументальное произведение к 60-летию советской власти. Фото: Александр ИСАКОВ.

Социальные процессы художник представлял в живописи так, как они и происходили, — с кровью, крушением мира и человеческого образа, с рождением иных структур на месте руин, рукотворно разломанных, уничтоженных. Из обломков человечности, из осколков вечности возникало нечто новое. Будущее рождается в муках, как человек. Обещано, что светлое и счастливое. Но не факт, что таким будет. Будет трудно.

Рождению сына посвящена одна из картин — вот она насыщена уверенностью в свете и счастье. Сын Денис вырос, окончил МГУ, стал физиком, учёным. А у отца несколько рисунков на этой выставке подписаны «Для Дениса». Они явно были близки, им было о чём поговорить, ведь недаром работы Константинова искусствоведы называют «формулами». Абстрактные композиции Константинова, исполненные логики движения форм и линий, воздействуют магическим образом: затягивают смотрящего в лабиринты, из которых не хочется выходить. Экспрессивные динамичные авангардные картины, где зашифрованы в ярких и «хмурых» красках борения прошлого и рождение нового, при всей своей философичности очень декоративны. Но лишь немногие творения монументалиста Константинова воплощены в реальные монументы, рельефы. Зато на выставке мы видим рождение этих «монументов» — карандашные эскизы мастера, точные и выразительные.

Сейчас готовится к изданию книга-альбом, где своими размышлениями о художнике поделятся не только философы, искусствоведы, культурологи, но и те, на кого «неидеологизированный» Константинов оказал влияние как на художников. Например, Владимир НАСЕДКИН и Сергей БРЮХАНОВ, тагильчане, давно живущие и работающие в Москве. Они пришлют для выставки и книги свои воспоминания о том, кого считают своим учителем, — об Алексее Семёновиче Константинове.

5 У авангардных композицийУ авангардных композиций. Фото: Александр ИСАКОВ.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook