23 июня 2018, суббота, 19:14

Пи в квадрате

Приглашение в мир живописных аллегорий Елена ЗАГОРОДНЯЯ, 6 марта 2018
Людмила МИХАЙЛИЧЕНКО. «Гарпия, высиживающая бурю». Фото: организаторы.

Каждая из работ екатеринбургской художницы Людмилы МИХАЙЛИЧЕНКО — маленькая шарада, сложенная из порой несочетаемых символов. Вот сорока готова вспорхнуть на шахматную доску с единственной белой пешкой. Вот ползёт по небу огромный жук, словно готовый поглотить солнце. Рыбы висят вниз головой, белые рубахи летят по небу как птицы, а ангельские крылья сушатся на верёвке, будто старое бельё.

Персональная выставка Людмилы Михайличенко, открывшаяся в фойе Дома кино (ул. Луначарского, 137), приурочена к Дню числа Пи — 14 марта. Впервые он был отмечен в 1988 году в научно-популярном музее «Эксплораториум» в Сан-Франциско, а придумал этот неофициальный праздник годом ранее физик Ларри ШОУ, который подметил, что в американской системе записи дат (где сначала следует месяц, а за ним число) день 14 марта совпадает с первыми разрядами числа Пи — 3,14.

Людмила МИХАЙЛИЧЕНКО. «День числа Пи». Фото: организаторы.

Шарада, спрятанная в дате, как нельзя лучше подходит к творчеству уральской художницы, каждая из работ которой словно сошла со страниц сборника головоломок. Зритель решает сам — то ли попробовать решить задачку, заданную автором, расшифровать изощрённо скрытый месседж, спрятанный в «квадрате» картинной рамы. То ли расслабить мозг и принять «предлагаемые обстоятельства» (кстати, именно так называется одна из работ Людмилы). Любопытно, что число Пи тоже стало одним из героев её картин — и оно сразу превращается из математической последовательности цифр едва ли не в тайный шифр, управляющий вселенной. Кажется, автор знает какой-то секрет, которым хочет поделиться с окружающими. Но, подобно мифическому Сфинксу, прежде чем указать дорогу к истине, задаёт всё новые вопросы.

Учёный-биолог по профессии, пристрастие к живописи художница продемонстрировала лишь за 5 лет до выхода на пенсию. До той поры даже не училась рисованию, да и материями занималась по большей части естественнонаучными, будучи сотрудником Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук. Впрочем, научная и художественная сферы лишь на первый взгляд кажутся столь различными. Для примера художница цитирует слова декана биологического факультета УрФУ Льва ПОДСОСОВА: каждый биолог должен уметь рисовать и фотографировать.

Людмила МИХАЙЛИЧЕНКО. «Предлагаемые обстоятельства». Фото: организаторы.

Фотографией Людмила Михайличенко увлеклась ещё в юности, когда о современной «цифре» слыхать не слыхивали. Тогда каждый кадр плёнки был важным и драгоценным: поневоле научишься выстраивать кадр, освоишь законы композиции. Пренебрежение мелкими деталями, умение сделать акцент на важном, возвести его в абсолют — всё это составило нынешнее творческое кредо художницы.

Вместе с тем, работы Людмилы Михайличенко подчёркнуто схематичны и вовсе не ставят своей целью документально фиксировать реальность. Напротив, перед нами «реальность наоборот», где подчас не действуют даже законы физики — предметы не отбрасывают тени, не подчиняются силе гравитации, теряют привычные размеры и пропорции. Однако порой, когда в канву живописного сюжета оказывается вплетён узнаваемый природный объект, Людмила Васильевна демонстрирует редкую скрупулёзность: рыбки, птички, жучки, бабочки, цветы, листья порой прописываются с любовной достоверностью. Так на одном листе порой соединяются разные грани реальности — обычный мир, данный нам в ощущениях, и параллельный мир, полный загадок, аллегорий, иллюзий и метаморфоз. Возможно, именно в их споре и рождается истина.

Людмила МИХАЙЛИЧЕНКО. «Привет господину Б». Фото: организаторы.

На заметку

Выставка «День числа Пи» продолжит работу до 17 марта в фойе второго этажа Дома кино. Вход свободный.

Из досье

Людмила Михайличенко родилась в Свердловске. Окончила биологический факультет Уральского государственного университета. Более 30 лет была научным сотрудником лаборатории экологии рыб Института экологии растений и животных Уральского отделения Российской академии наук. Начала рисовать в 2000 году, первоначально экспериментировала с акварелью, затем выбрала в качестве постоянной техники гуашь. Людмила — член творческого объединения «Учёные-художники Уральского отделения РАН». Приняла участие в 59 выставках, 19 из которых — персональные.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF