27 мая 2018, воскресенье, 14:13

Земной художник луговых мари

Екатерина ШАКШИНА, 22 марта 2018
Художник Эчик БАРЦЕВ на своей выставке «Люди Белого Бога». Фото: Александр ИСАКОВ.

«Небесные жёны луговых мари» — фильм с таким названием о женщинах марийского народа снят известным екатеринбургским кинорежиссёром Алексеем ФЕДОРЧЕНКО ещё в 2012 году. Сейчас его вновь можно «посмотреть» — не на экране, а в Музее наивного искусства (отдел Екатеринбургского музея изобразительных искусств, ул. Р. Люксембург, 18).

Кадры из фильма с Юлией АУГ и Дарьей ЕКАМАСОВОЙ, Яной ТРОЯНОВОЙ и Ярославой ПУЛИНОВИЧ и другими «небесными жёнами» представлены на небольшой этнографической выставке. Все актрисы и реальные жительницы марийских сёл — в аутентичных народных костюмах, и на манекене — такой же наряд, украшенный монетами, орнаментальной вышивкой. Это особенное рукоделие: марийские мастерицы вышивают изделие с изнанки, причём не в ущерб лицевой стороне, которая во время процесса остаётся загадкой для самой вышивальщицы.

Заведующий отделом наивного искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств, кандидат философских наук Андрей БОБРИХИН, как и режиссёр Федорченко, не раз бывал в экспедициях, знакомясь с обычаями народа мари — «луговых мари», живущих у нас на Урале, освоил марийский язык. Он подготовил эту выставку как своеобразное документальное сопровождение новой музейной художественной выставки «Люди Белого Бога».

Завмузеем Андрей БОБРИХИН представляет выставку. Фото: Александр ИСАКОВ.

Автор произведений — художник Эчик БАРЦЕВ, мариец, екатеринбуржец. Эчику Александровичу 82 года. За долгую трудовую жизнь он учился и работал по многим специальностям, в деревне и в городе, в основном техническим — был мотористом, электриком, шофёром, трактористом, комбайнером, бульдозеристом, слесарем-ремонтником, инженером-конструктором. Да и сейчас он остаётся «техническим человеком» — что-то изобретает в быту, путешествует по Уралу на лично усовершенствованном велосипеде. Он многое может руками, в том числе создавать удивительные самобытные живописные картины. Он — художественный человек.

«Кормилец» — воспоминание военного детства. Фото: Александр ИСАКОВ.

Кисть в умелые руки Эчик Александрович взял уже после того, как ему исполнилось 60 лет. Двадцать лет он воссоздаёт в красках жизнь своего народа — поэтично, с юмором, с любовью. То, что видел, слышал, помнит и сам пережил. Здесь и повседневный труд марийцев, и праздничные обычаи. Так на одной из картин мы видим музыканта, играющего на волынке для тех, кому не терпится поплясать. Не только шотландцы, как привыкли многие думать, но и другие народы любят голос волынки, — луговые мари в их числе. А здесь с хлебом-солью мать парня пришла сватать невесту. Что-то неприветлив будущий тесть. Но это не всерьёз, так принято, чтобы родитель девушки на выданье чуть-чуть поважничал, мол, наша дочка — завидная невеста… Многие полотна Барцева — воспоминания военного детства, когда пришлось стать кормильцем семьи, когда муку мололи в подвале без света, чтоб не увидели «преступления», — мололи эту горстку из подобранных на поле колосков…

Картина «Важничает». Фото: Александр ИСАКОВ.

В земных бытовых сценках, в пейзажах, в живописном эпосе о марийцах есть и «небесное». По марийским поверьям, в каждом предмете, будь то ложка или поводья для лошади, в каждом существе — той же лошади и, конечно, в человеке, в цветке и травинке, в камне и реке живёт некое божество. «Людей Белого Бога» в картинах Барцева совершенно естественно окружают проступающие в скалах, в стволах деревьев причудливые образы тех духов. Они выглядывают из тайн простых вещей. Не сразу заметишь, но стоит всмотреться в эти философские «природные» полотна…

«Радуга». Фото: Александр ИСАКОВ.

Руки художника умеют многое, он сам «одевает» свои картины. А на рамах — орнамент из ёлочек, листьев, фигурок, которые родом всё из тех же мест, где живут марийцы. Эчик Барцев умеет также обратить пережитое в художественное слово. Его красочные работы (колорит, как в ярких марийских вышивках) сопровождают на выставке листы, исписанные каллиграфическим почерком автора. Страницы рукописной книги, которую Барцев пишет о своём народе, о тревожной его судьбе, о себе столько же, сколько занимается живописью.

К слову

Выставка Эчика Барцева «Люди Белого Бога» — первая персональная экспозиция и вторая в Музее наивного искусства, открывшегося всего четыре месяца назад, 18 ноября 2017 года, в исторический день рождения Екатеринбурга. В этом марте открылась и третья — «Время сновидений» — коллективная выставка екатеринбургского творческого объединения «Э.mix». Молодые художники, выпускники кафедры декоративно-прикладного искусства РГППУ, работают в технике горячей эмали. Они — не «наивные», они — профессионалы, но их художественные образы перекликаются с «наивом» и органично соседствуют теперь рядом с постоянной экспозицией Музея наивного искусства.



Новости по теме

С выставки «Московский ковчег» — «Лесной поединок» Александра БЕЛЫХ.
Наивное искусство из Москвы и Екатеринбурга Содержит Фото Представлено в двух музеях уральской столицы Соб. инф., 12 марта 2018
Произведения признанных мастеров России.
Алексея ФЕДОРЧЕНКО после премьеры окружили руководители национальных организаций города и области.
Все женщины делают это В столице Урала прошла премьера фильма Алексея Федорченко «Небесные жёны луговых мари» Мария ЗЫРЯНОВА, 30 августа 2013
Уже во второй раз режиссёр выбирает текст писателя Дениса ОСОКИНА в качестве основы для фильма: в прошлый раз это была повесть «Овсянки», теперь — сборник новелл «Небесные жёны луговых мари»...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.






расширенный поиск
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook