«Избранное» от Избранника
Такое редко бывает на вернисажах. А 4 апреля было. Каждый из многочисленных посетителей Музея изобразительных искусств (ЕМИИ, ул. Вайнера, 11), едва переступив порог залов экспозиции «Герман Метелёв. Избранное», устремлялся на поиски «своей» картины. И по пути к любимому, знакомому не раз удивлённо останавливался: «Этой работы не знаю…» Выставка представила произведения не только из нашего музейного собрания, но и из частных коллекций, которые немногие видели, и из Нижнетагильского музея изобразительных искусств, где екатеринбуржцы нечасто бывают. А новичкам всё было внове. Но они тоже находили и обретали здесь «своего» МЕТЕЛЁВА.
Будущий педагог-хореограф Аза МУСАЛИЕВА долго и внимательно рассматривала триптих «Портрет мастеров балета Е. Степаненко и А. Григорьева» (1974). Юная студентка Музыкально-эстетического педагогического колледжа уже не увидит на екатеринбургской сцене эту балетную пару — почти 40 лет прошло с тех пор. Но художник, преодолев время, дал ей возможность своим произведением понять, вообразить, как (!) Елена и Анатолий танцевали…
Куратор выставки Ирина РИЗНЫЧОК показывает «Свадьбу» из частного собрания. Фото: Наталья ЖИГАРЕВА.
Он действительно был Избранником. Даже среди равных его с кем-то сравнивать невозможно. Да и не нужно. Герман Метелёв (1938—2006) — один такой. Столько индивидуального дара ему было отпущено.
Он умел в художестве всё и неустанно стремился к большему, чем это «всё». Екатеринбургский цирк украшен его горельефами. Его мозаика «живёт» на торце дома на улице Малышева, 76… Ему надо было возвращаться к Диогену — знаковому для художника персонажу. Диоген вылез из бочки и взял фонарь, не доверяя солнечному свету. Ему наплевать на то, что вслед шепчут: «Наш-то философ окончательно спятил!» Он не замечает брезгливо-сочувствующих взглядов. Он днём с огнём ищет Человека. Так же страстно, как ищет Истину. Два разных «Диогена» (ЕМИИ и из частного собрания) сейчас в экспозиции. «Музейный» 1984 года — в сомнении, что попытки тщетны, а «частный» 1986-го — с уверенностью: «Найду». По-моему, это своего рода автопортреты состояний художника, где зримее зримого предстаёт его собственное упрямое: «Ищу». Автопортреты есть и настоящие, не метафоры: в мастерской с неизменным велосипедом и верной музой, направляющей кисть, помогающей в схватке с личными чертями в душе. Пока муза не отчаялась, у нечисти мало шансов, а у искусства их столько, сколько хватит художнику сил.
В поисках ему понадобилась и кованая серия «Игра в скульптуру», которая теперь в «Избранном». Ироничная и чуть печальная, как этот взнузданный «Конь», как исполненный гордыни «Петушок» с нешуточными когтями. Кураторы выставки — Екатерина ШЕВЧЕНКО, заведующая сектором отечественного искусства XX—XXI вв., и научный сотрудник этого же сектора Ирина РИЗНЫЧОК показали «ВЕ» все залы: «Избранного» — от «городского» до «библейского». Открытия на каждом шагу подстерегали давних поклонников творчества знаменитого художника. Вот не виденный мною прежде цикл «Гражданская война» (частное собрание). Этот «Сон» теперь будет сниться. В тёмном небе кого-то ждёт женщина в белом платочке, молодой косарь правит косу, а над спящими на земле воинами встал на дыбы красный конь с красным трубачом — оба скелеты. В другом зале совсем другие трубачи в другом ясном небе трубят в золотые трубы. Весельчаки-амуры приветствуют молодожёнов, «Свадьба» светится радостью красок. Железный век у него в «железных» натюрмортах. Евангельские сюжеты развёрнуты в житийный ряд над «Тайной вечерей», где все обречены и только один воскреснет.
На выставку «Избранное» к Герману Метелёву пришли любители искусства со всего Екатеринбурга и художники. Художник Виталий ВОЛОВИЧ пришёл к другу. Художник Анна МЕТЕЛЁВА пришла к отцу.
Новости по теме
Gismeteo
Прогноз на 2 недели
|