23 октября 2017, понедельник, 01:47
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

С толстой сумкой на плече

Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА, 11 декабря 2012

Дресс-код здесь особенный. На представительницах слабой половины человечества не увидишь высоких шпилек или пышной юбки с кружевами. А в зимнее время и вовсе приветствуются тёплые куртки и валенки: в длинной шубе, пожалуй, будет неудобно. И распорядок дня здесь не как у большинства: подъём в 4 утра, в 5 — посадка в служебный транспорт, а в 6 — начало смены. График, конечно, скользящий, но моя героиня предпочитает работу с утра. Уже 14 лет она трудится на одном предприятии, считает коллектив своей семьёй и не собирается менять профессию. Галина МОСКОВКИНА — кондуктор.

Галина МОСКОВКИНА приступила к работе на маршруте № 76. Фото: Антон БУЦЕНКО.

Надо быть и психологом

— Вот вы зачастую знаете, с кем предстоит беседовать, наверное, как-то готовитесь к встрече, — обращается ко мне Галина. — А мы за день сталкиваемся нос к носу с массой людей. Кто-то сразу передаёт деньги, а над кем-то надо и постоять, «покланяться». Уговаривать некогда, пассажиры заходят и выходят: глаз да глаз нужен. Работа с людьми, сами знаете, не из лёгких. Надо быть и психологом.

— Обижали, угрожали?

— Такого я не припомню. Хамят, бывает, высаживать приходилось, оставленные вещи диспетчеру передавать. И с пьяненькими много возни. Предпочитаю не связываться, опасно. Было дело, и стреляли, видимо из пневматики, из дома, мимо которого проходил маршрут. Слава богу, никто не пострадал. Только стекло в автобусе разбили. Но я как-то стараюсь такие случаи не запоминать. А вот прошедшим летом фанаты, разъезжавшие по всему городу по поводу какого-то футбольного матча, нас повеселили. Помнится, в салоне окно было открыто. Вдруг на ходу кто-то в это окно российский флаг просунул и ну давай им размахивать! Правда, только до следующего поворота. Пассажиров уже мало было, но оживились все: не каждый день такое бывает.

Два часа на один рейс

Чтобы на своей шкуре прочувствовать, каково кондуктору в автобусе в 20-градусный мороз, я проехала от конечной до конечной и обратно по маршруту № 76 Муниципального объединения автобусных предприятий. Галина Юрьевна трудится в АП № 3, чаще всего на этом направлении. Дорога от «Геологической» до микрорайона Синие камни, если нет «пробок», занимает чуть больше часа. Мне в тот день повезло, потому что мы вышли на маршрут в 10.50. В это время все «засады» на дорогах уже закончились.

Галина настойчиво предлагает мне пересесть на её кресло, мол, там печка, теплее. А мне не до этого, верчу головой по сторонам: вот бабушки сидят и довольно громко обсуждают успехи своих внуков, вот студентка, сжавшись в комочек, уткнулась в планшетник, читает. А паренёк, зашедший на остановке, надвинул на голову капюшон и сделал вид, что едет уже давно. Но у Галины глаз намётан: плати за проезд и точка.

Старушки у нас бывают непонятливые. Ведь сказано: места для них впереди, — говорит Галина. — Нет! Они часто переходят в конец салона, а потом ещё и медленно выходят из автобуса. А мы же работаем на «гармошке», водитель, порой, просто не видит их. Бывает ведь, травмируются.

Мне стало жаль старушек, но, тут же, внимание переключается на водителя, который не только ведёт автобус, но и остановки объявляет. С хрипотцой так. Такое впечатление, что динамики от мороза «простудились». В тот день капитаном корабля был Владимир ЛЫСОВ, бригадир с большим стажем. Отвлекать мы его не стали, но Галина призналась, что работает с ним часто, уверена в нём на все 100%. А ещё призналась в том, что она сама — тоже бригадир, и в подчинении у неё более 50 человек.

Не так-то просто работать кондуктору. Штрафуют за каждую провинность. Фото: Антон БУЦЕНКО.

С таким бригадиром не пропадёшь

— Конечно, не сразу бригадиром поставили, — улыбается. — Я вообще, можно сказать, случайно на этом предприятии оказалась. В конце девяностых на прошлом месте работы перестали платить зарплату. Мы с девчонками подумали-подумали и втроём притопали в это автопредприятие, кондукторы и тогда требовались. Думала, годик-другой поезжу, благо денежное довольствие выдавали вовремя, а потом найду себе другое занятие. А вот взяла и осталась…. Мне очень нравится здесь. И, несмотря на то, что сотрудники часто меняются, костяк у нас крепкий, мы дружные и часто проводим время вне работы, отдыхаем вместе.

В конце пути меня укачало, а ведь на маршруте была всего чуть более двух часов. Виду я, что замёрзла, конечно, не подала. А моя собеседница, одетая в лёгкий, но тёплый комбинезон, как будто и, не проехав уже два круга, бойко снуёт по салону. Кондукторам, вообще-то, за вредность дополнительные дни к отпуску полагаются: летом в жару в салоне как в парилке, а зимой — в платьице не побегаешь. Только не пугают Галину трудности, как и не очень высокая зарплата. Но план выполнять надо. Не потопаешь — не полопаешь.

На прощание я призналась, что в детстве мечтала стать кондуктором. «Так приходите! С удовольствием возьмём!» — улыбнулась Галина. Подумалось, с таким бригадиром точно не пропадешь.

К слову

Что такое ЦДС

Побывала я в тот же день и в «святая святых» — Центральной диспетчерской службе, где зоркие глаза дежурных диспетчеров следят практически за каждым движением автобусов, работающих на линии или стоящих в автопарке, ожидая выезда. Во время экскурсии, которую для меня специально провёл ведущий системный администратор Алексей ЗАВАЦКИЙ, я узнала, что в ЦДС работают 4 диспетчера под руководством старшего — Нины ПОПОВОЙ. У дежурных смены есть речевая связь с каждым водителем. И если какое-то ЧП, диспетчер узнаёт об этом первым.

На такой электронной карте сразу видно, где находится нужный автобус. Фото: Елена РЕДИКУЛЬЦЕВА.

Кроме того, на стене — огромная электронная карта (Глонасс-Урал), где также визуально можно наблюдать за передвижением транспорта, оборудованного навигаторами. Интересно наблюдать за передвижением больших «муравьев», такими мне показались автобусы на карте, а ещё смешнее, когда они собираются в автопарке и напоминают большой «муравейник». Кстати, екатеринбуржцы частенько просматривают карты в режиме онлайн на сайте администрации города (ekburg.ru), ведь действительно удобно, когда видишь, где находится нужный тебе транспорт.



Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF