8 февраля 2018, четверг, 13:45

Что в дереве тебе моём?

Итоги эксперимента «Дайте психологу рисунок — и он расскажет, кто ваш ребёнок» Надежда БАЯНДИНА, 1 июня 2016
По итогам эксперимента на столе у психолога оказались 10 рисунков. Фото: Надежда БАЯНДИНА.

«Нарисуй три дерева», — предлагала детский психолог Надежда ТОМИНА каждому ребёнку, переступившему 26 мая порог медиа-холдинга «Уральский рабочий», в который входит и наша «Вечёрка». Кто бы мог подумать, что столь простой тест таит в себе ответы на столько непростых вопросов!

Итак, эксперимент, организованный нашей газетой в преддверии Дня защиты детей, состоялся. В течение полутора недель мы приглашали читателей принять участие в проекте «Дайте психологу рисунок — и он расскажет, кто ваш ребёнок». Откликов было немало. Причём не только из Екатеринбурга. Среди потенциальных участников оказалась и… 8-летняя жительница Челябинска. Всё прояснилось после телефонного звонка: заявку подала бабушка девочки, живущая и работающая в уральской столице. Она была уверена, что мы обойдёмся фотокопией рисунка.

Увы (а может, и к счастью), наглядная иллюстрация работает, по словам Надежды Томиной, лишь вместе с устными пояснениями, которые даёт ребёнок. Психолог должен не только видеть рисунок, но и иметь возможность задать по нему вопросы.

В том числе по причине необходимости личного присутствия часть участников отсеялась, и в назначенный день на встречу со специалистом пришли 10 детей в возрасте от 4 до 8 лет…

…Корни большинства проблем растут, как известно, из внутрисемейных взаимоотношений. Поэтому психолог Надежда ТОМИНА предложила юным участникам тест «Три дерева», разработанный немецким психотерапевтом Эддой КЛЕССМАНН для диагностической и психокоррекционной работы с детьми и подростками.

— Во-первых, он не так «заезжен», как большинство других рисуночных тестов, — пояснила свой выбор психолог. — Во-вторых, очень прост в исполнении: не все дети в состоянии изобразить животных или людей, а вот нарисовать дерево сможет даже трёхлетка. В-третьих, тест практически не препятствует проникновению бессознательного материала в сознание: вопрос «Какое дерево с каким членом семьи ассоциируется?» звучит только в самом конце беседы. По наблюдениям самой Клессманн, при непосредственной просьбе представить родителей в виде какого-нибудь животного или дерева дети часто приукрашивают выбираемый образ из-за определённой «лояльности». А иногда специально блокируют появление соответствующей ассоциации. Что касается числа «три», то оно наиболее ярко характеризует отношения ребёнка с родителями.

В процессе проведения теста психолог задавала и другие вопросы: «Какое дерево больше всего нравится?», «У какого из них самая толстая (тонкая) кора?», «Самые сильные (слабые) корни?», «Как деревьям живётся?», «Чего они ждут от садовника/лесника?» и т. д. Это позволило выдвинуть некие гипотезы, а именно…

Рисунок № 1

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Лиза, 7 лет.

Комментарий психолога:

— Лиза сначала нарисовала центральное дерево, а потом добавила к нему боковые. Считается, что человек, который вызывает ассоциации с деревом, изображённым первым, более значим в жизни рисующего, чем остальные. В данном случае это мама. Для сравнения: эгоцентричные детки первым, как правило, рисуют дерево, которое ассоциируют с собой.

Листочков у деревьев, за исключением первого, изначально не было. Когда я спросила, с чем это связано, то получила такой ответ: «на деревьях жили злые насекомые, которые им вредили. А потом насекомых убили ядовитой травой, которая повредила деревьям». Из этого ответа можно сделать вывод о неких травмирующих внешних обстоятельствах, повлиявших на всю семью.

Больше всего не нравится ребёнку то дерево, которое он в конце теста связал с собой. Почему? «Потому что ветки корявые». А ещё у него самая тонкая кора, что может свидетельствовать о беззащитности. Было видно, что Лиза очень переживала в процессе рисования: хорошо ли она справляется? Она внутренне ждала оценки мамы. И, возможно, боялась этой оценки. Ощущается контроль и опека взрослого. Для меня этот рисунок — про неуверенность в себе, страх не оправдать ожидания.

Любопытно, что отождествляя деревья с членами семьи, девочка назвала себя, маму и дедушку. Хотя, как выяснилось, вместо дедушки в семье присутствует бабушка. Здесь требуется дополнительное уточнение: возможно, у бабушки мужской характер. Если нет, то в жизни ребёнка не хватает мужского образа.

Рисунок № 2

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Даша, 4 года.

Комментарий психолога:

— Все деревья одинаковые (отличаются только по росту), растут очень близко друг к другу, чувствуют себя в лесу/саду хорошо. Папа (изображён первым) самый старший, у него самая толстая кора (защита). И он очень нравится ребёнку. В принципе, так и должно быть: по достижении трёх лет девочки начинают проявлять интерес к папам. Второе дерево — мама, третье (самое маленькое и беззащитное) — сам ребёнок.

Примечательно, что каждое дерево имеет толстый ствол — это может означать основательность, устойчивость. А похожесть и близость друг к другу может свидетельствовать о том, что родители и ребёнок много времени проводят вместе. По моим ощущениям они «завязаны» друг на друге, поэтому, возможно, держатся несколько обособленно по отношению к другим людям. Им и так хорошо. Вот и на вопрос о том, чего хотят деревья, девочка ответила: «Ничего». Однако начиная с 7 лет такой ответ насторожил бы: к этому возрасту у ребёнка уже должны появиться цели, мечты, желания.

«Обычные хорошие деревья», — сказала про них сама Даша. «Обычная хорошая семья», — говорю я.

Рисунок № 3

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Кира, 6 лет.

Комментарий психолога:

— Деревья здесь не обычные, а волшебные. Это может говорить о том, что ребёнок много времени проводит в вымышленном мире. Как вариант, здесь ему более комфортно, чем в мире реальном. Для данного возраста это ещё не повод бить тревогу, хотя обратить внимание на это обстоятельство стоит.

Деревья, по словам Киры, обладают волшебной силой. Первое — силой воды: может потушить пожар. Второе — силой погоды: может изменить погоду. Третье — силой всего мира: «может победить всех и самого главного злодея — Змея Горыныча». Трава необычная, фиолетовая, и, как выяснилось, ядовитая: убивает всех, кто хочет навредить деревьям. Возможно, имеются некие трудности, от которых семья очень хочет защититься, но пока не получается. Самым слабым ощущает себя ребёнок. А ещё ему грустно (судя по выражению «лица» у соответствующего дерева). Когда я спросила, почему дерево грустит, Кира ответила, что его толкали и щипали. Не факт, что имеет место физическое насилие, обидеть можно и словом, и поведением, но в любом случае есть повод для более подробного разговора.

Рисунок № 4

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Карина, 7 лет.

Комментарий психолога:

— Среди дубов, нарисованных Кариной, нет дерева, с которым она бы себя ассоциировала. На рисунке изображены папа (первый), мама (третья) и младший брат (в центре). Когда я спросила: «А где ты?», девочка пририсовала берёзку и поместила туда брата. Себя же поставила на его место — в центр. Возможно, это проявление ревности по отношению ко второму ребёнку.

Центральному дереву, которое Карина связала со второй попытки с собой, судя по рисунку, мало места, воздуха, свободы. Я бы спросила, насколько заполнен её день, справляется ли девочка с нагрузкой.

Обращает на себя внимание и тот факт, что ребёнок на рисунке занимает место между родителями. Такое бывает, когда он служит своего рода буфером между супругами. Возможно, родители испытывают какие-то трудности в общении друг с другом и используют для этих целей детей.

Дерево, ассоциирующееся с мамой, девочка сначала нарисовала с колючками, но потом «уравняла» с двумя другими. Можно предположить, что произошло нечто, сделавшую маму «колючей» в восприятии ребёнка. Время прошло, а ощущение осталось.

Самая толстая кора на этом рисунке у дерева, с которым девочка ассоциирует саму себя. Это может говорить о том, что она умеет скрывать свои чувства. Дерево, по словам Карины, нуждается в удобрениях, значит, в реальности сама Карина может ощущать нехватку заботы, что и провоцирует пресловутую ревность.

Рисунок № 5

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Настя, 8 лет.

Комментарий психолога:

— Такой рисунок мог получиться по двум причинам. Первое — девочка не хотела рисовать: ей было это неинтересно. Возможно, её привели к психологу, не спросив. Отсюда и сопротивление, нежелание рисовать и отвечать на вопросы.

Вторая причина — ребёнок сам по себе скрытный, замкнутый, не готовый впускать кого-либо в свой внутренний мир. В принципе, если девочке в таком состоянии комфортно и это не мешает другим, то ничего страшного. Право выбора в пользу замкнутости или открытости имеет даже ребёнок. А может быть, у Насти сейчас нет сил выстраивать отношения с окружающим миром. Надо её «подкормить, полить», словом, позаботиться, и тогда этот ребёнок «расцветёт».

Рисунок № 6

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Катя, 6 лет.

Комментарий психолога:

— На рисунке изначально были изображены мама, папа, брат. Себя Катя дорисовала уже потом, четвёртой по счёту. У дерева-папы имеется дупло. Это признак какой-то травмы. Что-то случилось, и целостность нарушилась. Причём в дупле в данный момент, по словам Кати, никто не живёт, никто больше не причиняет дереву вреда. То есть, возможно, травма старая.

Все деревья висят в воздухе, что может свидетельствовать об отсутствии психологической почвы. Нет ощущения внутренней стабильности.

Мама, судя по рисунку, несколько отдалена от других членов семьи, в том числе от детей, которые очень на неё похожи. Возможно, все они по отношению к папе — «психологические дети».

Рисунок № 7

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Алиса, 4 года.

Комментарий психолога:

— Присутствующие на этом рисунке деревья — это папа, мама и брат. Себя Алиса нарисовала потом, в виде цветочка (первый слева). Возможно, к ней предъявляется так много требований, что ей хочется быть кардинально другой? А может, у неё имеется потребность выделиться, чтобы обратить наконец на себя внимание родителей.

Папа изображён в виде берёзы (со слов Алисы), на которой почему-то растут яблоки. Возникает вопрос: не сильно ли много он от себя хочет?

То есть этот рисунок по моим ощущениям — про завышенные требования и ожидания.

Рисунок № 8

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Семён, 4 года.

Комментарий психолога:

— Семён тоже не ощущает себя частью семьи: среди деревьев его нет, есть папа, мама, сестра. Как вариант — ему не хватает заботы и внимания. Возможно, по причине того, что родители берут на себя слишком много задач и проектов: об этом свидетельствует большое количество яблок на деревьях. Пора уже сбросить с себя часть ноши!

Судя по многочисленным повторяющимся предметам (человечкам и тем же яблокам), можно предположить наличие у ребёнка тревожности.

Рисунок № 9

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Лев, 6 лет.

Комментарий психолога:

— Лев изобразил себя (слева направо), папу и маму. Таким образом, он ближе к папе, что для мальчика, тем более шестилетнего, нормально. На дереве-маме имеется дупло — некая травма. А ещё гнездо, от которого дереву, по словам мальчика, тяжело. Возможно, маме приходится нести на себе дополнительную ношу. Причём нелёгкую. Любопытно, что когда я сначала спросила, кто есть кто в семье деревьев, ребёнок назвал третье дерево «папой». А в «человеческой» интерпретации (если бы это была его семья) — «мамой». Возможно, мама имеет мужские черты характера. Кстати, дерево, которое с ней ассоциируется, самое сильное в сознании ребёнка. Но при этом оно «боится дяденьки с бензопилой». Не исключено, что мама в семье, хоть и берёт на себя мужские функции, — тревожная, мнительная.

Рисунок № 10

Фотокопия: Надежда БАЯНДИНА.

Автор: Рома, 6 лет.

Комментарий психолога:

— Очень необычные деревья! Прежде всего, у них словно нет начала и конца. Возможно, ребёнку не хватает целостности восприятия окружающего мира. А листочки на двух последних деревьях будто надеты на иголки. Это может быть признаком контролируемой злости: хочется обороняться, но нельзя (как вариант — отрытое проявление негативных эмоций в семье порицается).

Себя ребёнок в изначальном варианте не нарисовал (были изображены мама, папа, дедушка). Нарисовал несколько позже, вторым, почти точной копией мамы. Возможно, она излишне опекающая. Если это так, то мальчику не хватает ощущения собственной уникальности. Об этом, кстати, говорит и венчающая дерево-ребёнка звезда: когда Рома её нарисовал, то признался, что почувствовал себя лучше. Возможно, это оттого, что появилась понимание себя как личности.

P.S. В завершение эксперимента Надежда Томина призвала читателей не ставить «диагнозы» самостоятельно.

— Интерпретация зависит от многих факторов, прежде всего от того, что скажет ребёнок. К примеру, ёлки могут свидетельствовать о насторожённости по отношению к окружающему миру, потребности обороняться или же о том, что ребёнку просто нравится Новый год, с которым эти ёлки ассоциируются. Именно по этой причине психологи задают по рисунку так много вопросов: им важно понять, какое значение придаёт данной детали сам рисующий. Есть и возрастные особенности: так, в очень юном возрасте использование чёрного карандаша может быть вариантом нормы (для ребёнка этот цвет более чёткий, понятный, контролируемый), а в более старшем — признаком депрессии, — отметила специалист. — Более того. В своей практике психологи никогда не судят о человеке по одному-единственному тесту — предлагают несколько разных. Это позволяет увидеть повторяющиеся признаки и сделать более объективные выводы. Так что не стоит воспринимать сказанное слишком серьёзно. В любом случае здорово, что родители изъявили готовность участвовать в эксперименте. Значит, им действительно важно, что думают и чувствуют их дети.

Из досье

Надежда Анатольевна ТОМИНА — магистр психологии УрГУ, ассистент кафедры общей и социальной психологии департамента психологии УрФУ, практикующий клинический психолог. Прошла обучение по интегративному подходу в работе с детьми и подростками, психоаналитическому подходу в работе с типичными проблемами развития в детском и подростковом возрасте. Ведёт терапевтические группы для взрослых, в частности, по исследованию внутренних женских аспектов, и развивающие коррекционно-терапевтические группы для детей. Параллельно работает педагогом-психологом в детском саду.



Новости по теме

Добрые рисунки «солнечного зайчика» Содержит Фото Мария КОНОВАЛОВА, 1 сентября 2012
Шестилетняя Алиса МОВСЕСЯН — художница весьма плодовитая. Утром, перед тем как отправиться в детский сад, обязательно возьмётся за краски и нарисует картину, а то и две...
Рисуют дети Мария КОНОВАЛОВА, 7 марта 2012
Сегодня в библиотечном информационном центре «Железнодорожный» открывается выставка детского рисунка под названием «Трое в одной лодке».
Матвей ЧУМАЧЕНКО при поддержке художника Андрея БАЛАНДИНА рисует «Волшебный лес».
Солнце на бумаге. И в душе Лия ГИНЦЕЛЬ, 14 сентября 2011
За окном шёл дождь, а на бумаге расцветало солнце. Много солнц. Были они жёлтого, розового, оранжевого цветов, порой с зелёными лучиками. И уж, конечно, с весёлым взглядом на жизнь. Вокруг бегала детвора с забавно разрисованными мордашками. Мамы-папы тоже не чурались фейс-арта. Но юным художникам было не до легкомысленных развлечений. Сосредоточенно и упрямо размышляли они над красочной палитрой, выбирая единственно нужный, единственно подходящий оттенок. На девственно белых листах ватмана постепенно расцветало настоящее чудо.
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.




Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Наша группа ВКонтакте

Ищите нас на Facebook