21 ноября 2016, понедельник, 23:12
Вечерний Екатеринбург Уральский рабочий

В стране выученных уроков

Инструкция для родителей Надежда БАЯНДИНА, 16 ноября 2016
Фото: Антон БУЦЕНКО.

Мамы и папы нынешних родителей школьников, пожалуй, были счастливчиками: редкий взрослый во времена СССР проводил за уроками ребёнка все вечера. Иное дело — наше время. Родительские форумы буквально переполнены призывами: «Помогите решить задачу за 3-й (5-й, 6-й, 7-й, 8-й — нужное подчеркнуть) класс», просьбами поделиться контактами репетиторов начальной школы и проклятиями в адрес современной образовательной программы, якобы слишком сложной для понимания.

Палка о двух концах

По мнению психолога Галины ЗАРИПОВОЙ, главный виновник сложившейся ситуации — отнюдь не Минобр, а… свободное время.

— В период советской истории делать уроки с ребёнком было банально некогда, — отмечает Галина Семёновна. — Теперь всё изменилось. Уже не нужно тратить время на общественные работы и стояние в очередях — можно посвятить его семье. В том числе помочь ребёнку с выполнением домашнего задания. Однако это, как показывает опыт, — палка о двух концах. С одной стороны, подобное времяпрепровождение — возможность побыть с любимым чадом, с другой — риск того, что школьник так и не научиться делать уроки самостоятельно.

А ведь на экзамены родителей не пускают! Более того, на пороге выпускного мамы и папы ребёнка, привыкшего решать задачи под их контролем, могут столкнуться с тем, что их отпрыск не будет знать, чего хочет от жизни.

Что делать? Помочь школяру в приобретении необходимых навыков. И… себе тоже, ведь гораздо приятнее проводить вечера не за повторением пройденного ещё …дцать лет тому назад, а, например, за чтением.

От алгоритма — к самостоятельности

Стратегий родительского поведения по отношению к урокам несколько. Рассмотрим их поподробнее.

Стратегия самоустранения

— Заключается в полном самоустранении родителей от всего, что связано со школой. Они не помогают ребёнку с уроками, не проверяют домашнее задание, не интересуются оценками, не ходят на родительские собрания и т. п., — комментирует психолог.

Выглядит заманчиво, не так ли? Однако специалист предостерегает: нужно быть готовым к тому, что эксперимент может полностью провалиться и ребёнок «забьёт» на учёбу: раз родители не уделяют ей внимание — значит, это не так уж и важно.

— Как понять, что стратегия себя не оправдала? Очень просто. Вам начнут названивать из школы, — говорит Галина Семёновна. — Если это произошло, переходите к плану Б (см. следующий пункт). Но вообще, лучше изначально предпочесть другой вариант. Лично я не знаю ни одного ребёнка, которому подобное поведение родителей пошло бы на пользу.

Стратегия планомерного обучения самостоятельности

Психолог Галина ЗАРИПОВА. Фото: предоставлено собеседницей.

— Прежде всего, следует выделить конкретное время для уроков (например, с 18.00 до 20.00) и изо дня в день строго придерживаться избранного графика, — рекомендует психолог. — Следование режиму — очень хорошая привычка, которая облегчает жизнь и детям и взрослым.

Помимо режима очень важен алгоритм, он же — определённая последовательность действий. Например, эта последовательность может выглядеть так: освободи стол, достань из портфеля учебники и тетради, сядь на стул, открой дневник, прочитай задание и т. д. Алгоритмов может быть несколько: не только для подготовки к урокам, но и для разогрева обеда после школы, для сбора портфеля на следующий день и другие.

— Проговаривайте эти действия каждый день, — призывает Галина Зарипова. — Весьма эффективны и так называемые чек-листы: алгоритмы, выполненные в игровой форме. Например, если вы хотите закрепить у ребёнка привычку самостоятельно собирать портфель к школе, можете нарисовать этот портфель на бумаге, а вокруг поместить предметы, которые нужно туда положить: тетради, учебники, дневник, пенал, яблоко для перекуса и т. п. Ребёнку будет проще запомнить, а значит, выполнить.

На закрепление привычек обычно требуется 1—2 месяца. Всё это время придётся посвящать ребёнку. Зато потом есть шанс плавно перейти к третьей стратегии…

Стратегия доверия

Когда у ребёнка есть понимание того, что и в какое время он должен делать, можно отойти в сторону. Но не окончательно. В частности, за 10—15 минут до «часа Х» стоит напомнить: «Пора делать уроки!», потом понаблюдать за тем, как любимое чадо следует алгоритму, подсказывая при необходимости порядок действий. Если школьник справляется — попробуйте оставить его одного.

— Я глубоко убеждена, что все здоровые дети могут делать уроки самостоятельно, — продолжает Галина Семёновна. — При этом школьники должны знать, что родители всегда придут им на помощь, если она понадобится.

А может, проблема — в учителе?

Вы всё сделали правильно, но так и не достигли желаемого? Проанализируйте ситуацию. Если ребёнок постоянно отвлекается в одиночестве — значит, навык ещё не «прокачан». Если чувствует себя в отсутствие мамы неуверенно — возможно, проблема в семейных отношениях. Что-то вызывает у него тревогу, и нужно понять, что именно.

Бывает и так, что ребёнок не может усвоить без помощи взрослого материал. Здесь опять же возможны варианты, и один из них — слишком сложная школьная программа.

— Стоит поговорить с учителем, чтобы понять, почему полученные в школе знания дома «обнуляются», — советует психолог. — Если дело в несоответствии возможностей ребёнка уровню учреждения, возможно, стоит подумать о переходе из «элитной» в «обычную» школу. Поговорите также с родителями других учеников, чтобы исключить непрофессионализм конкретного учителя, который не может доступно подать материал.

К слову, все приведённые рекомендации работают только со школьниками. Дошколят лучше не нагружать учёбой в её традиционном смысле.

— Это удивительно, но ко мне на лекцию об уроках пришла даже мама двухлетки. Женщина пояснила, что они уже делают дома задания для школы развития. Моё мнение таково: ребёнок в столь юном возрасте должен учиться совсем другому — прежде всего, взаимодействию с окружающими. Сажать его за примеры и прописи — пустая трата сил и времени, — резюмирует специалист.

На заметку

Если вы почувствовали во время уроков раздражение…

Вспомните о том, сколько лет вам, а сколько — ребёнку, какое образование у вас, а какое — у нынешнего школьника, — советует Галина Зарипова. — Вспомните, что ещё 4 (5, 6, 7…) лет назад он не умел ни читать, ни писать, ещё столько-то лет назад — говорить, ходить, а в таком-то году его и на свете-то не было! Вспомните, что это ваш ребёнок, а не машина для выполнения уроков.

Если не помогло — глубоко вдохните, медленно выдохните и вернитесь к домашнему заданию.



Новости по теме

Как воспитать послушного ребёнка Содержит Фото И стоит ли это делать Надежда БАЯНДИНА, 6 сентября 2016
Дети делятся на удобных и счастливых.
Планшет — обязательный атрибут ученика «жоховского» класса.
Четыре класса «началки» за год? Содержит Фото Надежда БАЯНДИНА, 6 апреля 2016
Удел гениев? «Нет, каждого ребёнка», — настаивает Владимир ЖОХОВ.
Что делать, если математик вместо урока показывает детям мультики? Содержит Фото Начальник городского управления образования Екатерина Сибирцева ответила на вопросы читателей Надежда БАЯНДИНА, 23 января 2016
Конечно, подняли на «прямой линии» тему устройства детей в первые классы.
Родительское участие в учительском деле Помогите своему ребёнку избежать школьных стрессов 14 марта 2013
Часто оказывается, что учебная нагрузка слишком велика...
Комментарии (0)
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться.
Вы можете приобрести любую ранее издававшуюся полосу в формате PDF
Ищите нас на Facebook